Наблюдатель
Реформирование Росатома?
Прошло уже больше недели после назначения нового главы министерства. Что же планирует Кириенко на новом посту, и, что еще интереснее, какие задачи поставил перед ним Президент?

Что интересно, ответы удалось найти только… из первоисточника.
Как заявил Путин корреспонденту РИА «Новости», новому руководителю Федерального агентства по атомной энергетике Сергею Кириенко поручено провести организационные изменения во всей атомной отрасли России: «Может быть, я скажу вам неожиданную вещь, но Сергей Кириенко не просто переведен в Правительство, чтобы возглавить агентство. Этого было бы недостаточно».
По словам Путина, в сфере атомной энергетики необходимы изменения, которые помогут России сохранить лидерство в этой отрасли: «Мы подошли к совершенно другому рубежу работы в сфере атомной энергетики. Я считаю, что это та отрасль, где у России есть совершенно очевидные преимущества, накопленные за предыдущие десятилетия, и мы не можем их утратить».
«Не является целью, чтобы он стал атомщиком», — подчеркнул Президент, пояснив, что задача Кириенко состоит «в организации отрасли». Путин выразил надежду, что Кириенко — «тот человек, который справится с этой задачей».
Официальных разъяснений, что за задачи поставлены перед Кириенко, не последовало. Пресс-секретарь нового главы Рос-атома Сергей Новиков сообщил, что комментарии слов Президента «не практикуются», воздержались от них и в Росатоме, и в ключевых компаниях атомной отрасли.
А вот дальше пошли домыслы. Их удалось найти гораздо больше. Как сообщил «Ведомостям» бывший министр атомной энергии Михайлов, Кириенко уже обсудил с ним планы реорганизации. По словам Михайлова, существуют планы «отделить военную составляющую от «мирной» (хотя, по его мнению, они неразделимы и Кириенко «будет тяжело» реформировать отрасль).
Еще один информированный источник «Ведомостей» в Росатоме сообщил, что в следующем году должно произойти акционирование ФГУП «Росэнергоатом». Предположительно, вокруг этой компании объединятся все «гражданские» НИИ и предприятия отрасли. Новая мегакорпорация, по замыслу реформаторов, должна справиться со строительством новых АЭС в России и за рубежом. Не исключено, что в эту структуру войдут компания «Атомстройэкспорт», которая по российским проектам строит АЭС за рубежом, и компания «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ). Структуры подконтрольного государству Газпромбанка уже купили у министра экономики Грузии Кахи Бендукидзе «Атомстройэкспорт», а ОМЗ, по словам источника, близкого к «Газпрому», приобретут у него же в скором времени.
По словам другого источника «Ведомостей», уже из среды предпринимателей, связанного с атомной отраслью, отделить «мирный» атом от военного будет сложно по технологическим причинам, поскольку «мирная» атомная энергетика изначально создавалась как побочный продукт военной, и все технологии передавались из военного сектора в «мирный», а не наоборот. «Желание выделить и сконцентрировать энергетику вполне понятно, поскольку это живые деньги, их можно переделить и перенаправить, но производство ядерного оружия — это не деньги и не бизнес, а национальная безопасность. Отделить его не просто сложно, но и опасно», — говорит источник.
Вице-президент банка «Траст» Андрей Зубков считает, что трогать концерн «ТВЭЛ», производящий топливо, и объединять его с «Росэнергоатомом» нет смысла, поскольку это разные бизнесы, а «ТВЭЛ» и так работает нормально. «Но усилить строительную составляющую в Рос-атоме надо», — добавляет Зубков. Не совсем понятно и то, как интегрировать в новую структуру производителей оборудования для АЭС, многие из которых находятся в частных руках, добавляет он.
По словам аналитика «Атона» Дмитрия Скрябина, концентрация «гражданской» компоненты атомной отрасли поможет снизить издержки, и находящийся под контролем государства «Атомстройэкспорт» также можно «подтянуть» в новую структуру. Потому что «Газпрому», по словам Скрябина, он все равно не нужен.
На пресс-конференции, состоявшейся 28 ноября,
И ЕЩЕ О РЕФОРМАХ
А вот еще одна реформа. С 1 января 2006 года в России вступят в силу поправки в федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 1996 года. Формально эти поправки стали результатом совместной работы Министерства образования и науки РФ и Российской академии наук, но, по сути, явились результатом беспардонного лоббирования чиновниками из министерства своих интересов.
Чем же эти поправки грозят науке? По мнению Валентина Дмитриевича Сонькина, доктора биологических наук, профессора, опубликованному на сайте Lenta.ru, в разделе «Комментарии», введение в действие поправок позволит:
- Уменьшить и без того мизерное государственное финансирование «фундаментальной» науки, создающей новые идеи и не дающей сиюминутной экономической выгоды. Сейчас финансирование НИИ осуществляется по «подушевому» принципу: бюджет НИИ равен сумме зарплат и налогов в соответствии со штатным расписанием плюс некоторая часть коммунальных платежей и затрат на ремонт и обновление оборудования.
- Перевод финансирования науки на «конкурсную» основу якобы повысит объективность и создаст некоторую законную основу для распределения государственных средств. Если для прикладных задач такой подход и приемлем (тоже с большими оговорками!), то для истинной академической науки — сущая беда. Представьте себе, что грант на разработку «Частной теории относительности» выиграл Эйнштейн, а вот другой грант — на «Общую теорию относительности» — отдали какому-нибудь Эдисону, потому что Эйнштейн не оправдал надежд и не запатентовал ни одного изобретения! Опять же возникает проблема — а кто будет писать задания под эти гранты?
- Уравнять научные учреждения в правах и обязанностях с производственными предприятиями. Согласно доживающему последние месяцы Закону о науке от 1996 года научные учреждения не должны платить налоги за имущество, которым они располагают. Это правильно, потому что научное имущество не является средством производства, из его эксплуатации невозможно получать прибыль — только научные факты. Но это остается в силе только до 31 декабря. С 1 января 2006 года такой льготы больше нет.
- Уравнять государственные научные учреждения в правах и обязанностях с частными и приватизировать большую часть НИИ. Процедура аккредитации (хотя бы формальная) НИИ будет упразднена. Любая фирма или контора может объявить себя «научным НИИ», и никто не вправе ей возразить. Это позволяет частным фирмам конкурировать с государственными НИИ за казенные деньги, предназначенные «для науки», причем ни чиновники, ни «фирмачи» не имеют никаких «научных предрассудков» и замечательно договорятся о том, как поделить между собой бюджетные средства, отпущенные на решение «важной государственной научной проблемы». Кстати, перечень этих проблем тоже устанавливают чиновники. Между прочим, в этом перечне нет ни проблем русского языка и литературы, ни педагогики и психологии, вообще никаких наук о человеке и о культуре.
- Разделить все научные учреждения на «чистых» («фундаментальные»), «не очень чистых» («частично прикладные») и «нечистых» («прикладные»). Налоги и платежи задушат те НИИ, которые занимаются наиболее фундаментальными проблемами и не имеют прямых выходов на бизнес и производство, а также те, которые относятся к гуманитарной сфере (история, литература, языкознание, философия
и т. п. ). Все «чистые» НИИ вымрут в течение полугода. - Уменьшить число государственных НИИ за счет слияния «однотипных», чтобы не распылять казенные средства. Из-за слияния НИИ будет устранен элемент здоровой конкуренции внутри страны, а конкурировать с мировой наукой мы не сможем по объективным причинам: ни техники, ни организации труда у нас такой никогда не было и не будет. В результате уровень научных исследований еще сильнее упадет, отпадет потребность в объективной экспертизе, а российская наука станет изолированной и провинциальной. Экономии средств при этом не получится, так как в отсутствие конкуренции и научной грамотности гораздо чаще будут выбираться ошибочные направления исследований, никуда не ведущие.
- Упразднить двухступенчатую систему научной квалификации (кандидат — доктор наук) чтобы поубавить амбиций всем этим профессорам. Научный рост потеряет смысл. Диссертации будут нужны только для личного престижа, но поскольку научная деятельность окончательно потеряет социальную привлекательность, то и диссертаций никто делать не будет.
- Увеличить когда-нибудь зарплату (жалованье?) ученым до 1000 долларов. Это, пожалуй, единственный позитив.
Все вышеприведенное — это, конечно же, мнение одного конкретного человека. Но и повод задуматься — тоже…
ИНОСТРАНЦЫ В РОССИИ
Похоже, что из череды «цветных» революций выводы все же сделаны. Любителям побороться за общеевропейские ценности наступили на самое больное — на каналы финансирования. Если помните, финансы «борцам» поступают обычно от всевозможных иностранных фондов и организаций. Так вот, 23 ноября Госдума приняла в первом чтении новую редакцию законов «Об общественных объединениях» и «О некоммерческих организациях».
Иностранцам и лицам без гражданства, не проживающим постоянно на территории России, будет запрещено создавать некоммерческие организации и состоять их членами. Кроме того, поправки к законам предусматривают расширение оснований для отказа в регистрации НКО, а также контроль со стороны уполномоченного гос-органа за финансово-хозяйственной деятельностью НКО и проверку соответствия их расходов уставным целям.
Что касается общественных организаций, не имеющих статуса юрлица, то они будут обязаны уведомлять регистрирующий орган о своем создании, что позволит государству создать полный реестр НКО.
Естественно, ТАКОЕ не могло остаться незамеченным. Члены целого ряда общественных организаций в своих выступлениях заявляют, что нововведения нарушают ряд статей
Наиболее спорные положения новых законов собирается подвергнуть экспертизе создаваемая Общественная палата, которая попросила Госдуму отложить принятие закона до окончания формирования палаты.
Однако Путин на встрече с Грызловым в Ново-Огареве сказал: «Согласен с теми коллегами, которые полагают, что ситуация, при которой некоторые организации финансируются из-за рубежа и фактически занимаются политической деятельностью, недопустима. Хотят эти организации того или нет, вольно или невольно они становятся инструментом в руках иностранных государств для достижения их политических целей в отношении нашей страны».
Будем надеяться, что восторжествуют интересы НАШЕГО государства…
Д.Вадим





