Наблюдатель
Что делать…
В Москве неофициально торгуют свежей базой данных о доходах москвичей — теперь за 2004 год. База «Налоговая инспекция — 2004» содержит более 9,9 миллиона справок о доходах физических лиц Москвы и Подмосковья с помесячной разбивкой, сведениями о месте работы, реквизитами и адресами налогоплательщиков. Об этом в прошлый вторник написала газета «Ведомости».
Предложения о продаже распространяются с помощью электронной почты (подобный спам сам получал!), кроме того, приобрести базу можно на компьютерных рынках — если МЕСТА ЗНАТЬ. Интересно, что в Интернете база оценивается в 3000 рублей, тогда как с рук ее покупают, по сведениям газеты, за 1400 рублей.
Интересно, что торговля подобными базами незаконна и подпадает под статью 183 УК РФ («незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну»). Светит по этой статье от 3 до 10 лет тюрьмы.
Огласка сведений о доходах москвичей уже стала регулярной. Весной 2005 года поступили в продажу аналогичные базы за 2003 год, а в ноябре 2004-го — за 2002 год. Однако, как сообщил газете источник в центральном аппарате МВД РФ, по факту утечек данных о налогоплательщиках «конкретных уголовных дел нет».
Оцените идиотизм ситуации: если вы не сообщите в налоговую о своих доходах, вам грозят неприятности от государства. А сообщите — неприятности останутся, но уже от криминала. Как гласит пословица, хрен редьки не слаще…
Кстати, а почему «конкретных уголовных дел нет»? Как сказал Гарик Сукачев в интервью РТР, «так ведь самих себя сажать придется!». Логично, ведь дело упирается в некомпетентное руководство (с одной стороны) и коррупцию (с другой стороны).
Как писала на прошлой неделе «Российская газета», большинство россиян не верят в возможность искоренения коррупции в стране, но при этом выступают за ужесточение наказания коррупционеров вплоть до смертной казни. Об этом свидетельствуют результаты опроса общественного мнения, который провел Институт социологии РАН. В опросе, который проводился по всей России, приняли участие 1500 россиян, представляющих 11 социальных групп населения.
Наиболее коррумпированными институтами россияне считают власть на местах (так полагают 40,9% опрошенных) и правоохранительные органы (33,8%). За ними следуют судебная система (22%), крупный бизнес (18,5%), медицина и образование (17,7%), федеральное правительство (17,2%), а также военкоматы (14,8%).
Наименее коррумпированными, по мнению россиян, являются политические партии (3,4%), парламент (3,2%) и средства массовой информации (2,3%).
Чаще всего опрошенные давали взятки и делали «подарки» работникам медицины и образования, сотрудникам ГАИ, чиновникам и сотрудникам милиции. Каждому третьему лично не приходилось давать деньги людям, от которых зависело решение его проблем, еще около трети делали это «в единичных случаях».
Что касается ужесточения наказания для коррупционеров вплоть до смертной казни, то, как полагают 46% респондентов, такой шаг снизит уровень коррупции. 25,3% уверены, что эта мера ни к чему не приведет. Наиболее эффективно с коррупцией, по мнению россиян, борются ФСБ (21,6%) и Президент (19%). Роль правозащитных и других общественных организаций в этой сфере респонденты оценивают невысоко — ее отметили лишь 7,9% опрошенных. Более половины опрошенных (53,8%) полагают, что «коррупцию в принципе невозможно победить».
…И КТО ВИНОВАТ?
Теперь поговорим о компетентности тех, кто называет себя «Власть».
«Российская газета» в статье «Кто пополняет элиту» (автор — Валерия Подорожнова, статья от 11 ноября) задается вопросом: как изменился состав правящей элиты за последние десять лет? Что думают чиновники сами о себе, какими они видят собственные достоинства и недостатки? Ответами на эти вопросы занимался в рамках проекта «Административно-политические элиты России» научный коллектив кафедры политологии и этнополитики Северо-Кавказской академии государственной службы под руководством профессора, доктора экономических наук Владимира Игнатова, докторов политических наук, профессоров Александра Понеделкова и Александра Старостина.
Вот что показали их исследования. За последние десять лет произошло обновление региональных элит. Постепенно уходит от рычагов управления основная ее часть, получившая первичный управленческий опыт в партийно-советской системе. Ее сменяют люди, начавшие работать уже в структурах современной администрации. На сегодня они составляют треть от общего состава. Слой же управленцев, получивших серьезную закалку на партийно-советской и комсомольской работе, в настоящее время составляет 35%, с 1995 года он сократился в полтора раза. Сегодня треть от общего числа чиновников — это люди в возрасте до 40 лет, те, кто основной опыт трудовой деятельности и социального становления получил в самый сложный период современной российской истории, в 90-е годы, во времена «Большого хапка». Большинство нынешних представителей власти социально «происходят» из структур государственного типа: госучреждений, армии, учебно-научных организаций.
Согласно проведенным исследованиям, сегодня серьезно ослаблено так называемое технократическое влияние на региональное управление. Впервые за 10 лет численность представителей элиты с базовым гуманитарным образованием превысила число тех, кто имеет техническое и естественнонаучное образование.
Изменилось представление чиновников о том, кто реально имеет власть в регионе. Если прежде, по их мнению, лидерство принадлежало «коррумпированной части аппарата» и криминальным структурам, то теперь — главам региональной администрации, на втором месте — богатые люди, коммерсанты и банкиры.
Семь процентов чиновников в настоящее время отдают предпочтение диктаторской модели управления, еще десять процентов склоняются к либеральным ценностям (за десять лет рейтинги либералистского подхода упали с 24,5% до 10%). Идеальная модель представителя власти, по мнению самой правящей элиты, — это патриот с прагматическими установками.
Любой социальный институт в своей основе имеет нормы и ценности. Если верить ответам российских чиновников, данным ими в ходе анкетирования, то они провозглашают следующие ценности: реализация творческого потенциала (32%), признание людей (25%), честная служба (24%). Хотя не чужды чиновникам и мечты о богатстве (оценка «4» — по десятибалльной шкале), имидже (6-е место из десяти) и славе (3).
Чем занят чиновник на рабочем месте? Каждый четвертый из респондентов подчеркнул, что только половину служебного времени он тратит на выполнение должностных обязанностей. Неопределенность выполняемых функций, дублирование, многочисленные поручения, не связанные с основной работой, — все это снижает эффективность деятельности чиновников.
Как удержаться во власти? Треть чиновников считает, что для этого нужно быть лояльным, почти пятая часть опрошенных уверена — защищать интересы населения и обладать высоким профессионализмом. А вот остальные думают, что для того, чтобы остаться в своей должности, нужно уметь поддерживать неформальные отношения с влиятельными людьми, иметь деньги и обладать напористостью.
Не особо хорошего мнения представители властной элиты о новых поступлениях в свои ряды. А каждый пятый открыто сомневается в качествах людей, пополнивших их ряды. Десять процентов респондентов считают, что в элиту вошли алчные и беспринципные люди, ставящие своими целями только личные интересы.
Отвечая на вопрос, каких знаний им не хватает для успешной работы в занимаемой ныне должности, каждый четвертый из опрошенных руководящих работников органов власти отметил, что ему не хватает базовых знаний по теории рыночных отношений и менеджменту.
В 2001 году большинство представителей административной элиты называли образование и компетентность в числе преобладающих и основных качеств. В то же время в их анкетах «стремление постоянно повышать уровень профессиональных знаний» оказывается на последнем месте. К понятию «профессионализм» госслужащие относят коммуникабельность, ответственность, исполнительность, честность, чувство такта (корректность), что показывает не совсем четкое знание сути профессионализма и его нравственных и гражданских проявлений. В перечне данных качеств в числе приоритетных, по сути дела, отсутствуют нравственные принципы и свойства профессионализма. К примеру, такие качества, как порядочность, исполнительность, честность, занимают соответственно шестое, седьмое и восьмое места, а объективность — самое последнее место.
Вот итог: по оценкам политологов, в ближайшей перспективе нас ждет приход в высшие эшелоны региональной власти представителей бизнеса, прошедших ранее школу нового государственного администрирования и ушедших на время с государственной службы.
Вас это радует?
Д.Вадим





