Солдатские версты
В разведку без оружия
По-настоящему встретился с войной Евгений Александрович под Спасск-Деменском. В составе стрелкового батальона 421-го стрелкового полка молодой, еще не бывавший в боях химинструктор Евгений Солдатов вступил в первую схватку с врагом. На участке, где сражался полк, создалась тяжелая обстановка. С левого фланга первой роты беспрестанно доносилась частая автоматная стрельба и взрывы гранат. С ротой вдруг прекратилась связь. Посланные для восстановления обрыва полевого провода связисты не вернулись. Положение в роте оставалось неясным. И тогда на связь командир батальона посылает Евгения Солдатова.
Получив задание, Евгений по ходам сообщений, ползком и по-пластунски, с одной лишь сумкой химинструктора под оружейным огнем противника добрался до переднего края роты. Передав указание комбата и получив данные об обстановке, Солдатов возвращался по траншее в штаб батальона. И вдруг он услышал резкий окрик: «Хальт!» Евгений от неожиданности остановился и увидел три фашистские каски, из-под которых три пары глаз в упор смотрели на него. Он впервые видел живых фашистов так близко, потому до него не сразу дошло, что перед ним враги. «Фрицы!» — мелькнуло наконец в голове, и он резко свернул в соседнюю траншею. Один из фашистов, спохватившись, метнул гранату. Евгений заметил ее, когда она стала опускаться рядом с ним. И он упал ничком на повороте следующего хода сообщения. Раздался глухой взрыв. Со стен окопа осыпалась земля. Осмотревшись, он тут же вскочил и двинулся дальше к штабу своего батальона. Взволнованный боем и трудной обстановкой в ротах, комбат выслушал донесение химинструктора. Он не сразу заметил, что Солдатов стоит перед ним в ботинках без подошв, что из-под них темным пятном сочится кровь. К исходу дня Евгения отправили в медсанбат. Излечившись после осколочного ранения правой ноги, Евгений вновь вернулся в строй гвардейской дивизии.
Поединок
… На огневую позицию, на неприметную лощину, первый расчет первого взвода въехал в считанные минуты. Противник засек орудие и сделал по нему несколько пристрельных выстрелов. В расчете ранило заряжающего и убило подносчика снарядов. От упавшего рядом осколка разлетевшейся землей ушибло лицо и залепило глаза наводчику. Чтоб не потерять время, командир орудия и наводчик уползли к санитарам на перевязку. В расчете осталось двое — Евгений и легкораненный зажигающий. Внезапно обстрел прекратился, и Евгений услышал гул, а затем увидел в панораму орудия идущие развернутым строем немецкие танки. Они шли на позиции второго взвода. Не отрываясь от панорамы, Евгений следил за танками. Вот один из них изменил курс и пошел прямо на их расчет. Усилившееся волнение трудно было сдержать, оно перешло в мелкую дрожь рук. Евгений понимал, что наводить и стрелять придется только ему. И сейчас, как никогда, нужна была выдержка. Следовало действовать спокойно: малейшая ошибка могла стать последней, роковой. Дрожь и волнение понемногу стали утихать. Евгений встал, спокойно взял снаряд, вставил его в ствол и посмотрел в прицел. Танк, не меняя курса, шел прямо, отчетливо было видно, что на их орудие шел хваленый «Тигр». Евгений выжидал, когда «Тигр» повернет к нему борт. Тогда-то он и ударит наверняка. Вот танк вошел на изрытое снарядами поле, повернулся, и в панораму стал виден крест на правом борту. Но Евгений выстрелить не успел, и танк снова пошел на них своей мощной лобовой броней. Затем попалась воронка, и танк медленно стал сворачивать вправо, обнажая левый борт. Солдатов быстро заработал штурвалами, поймал в перекрестие панорамы танк и выстрелил. «Тигр» развернулся было на прямой курс, но мгновенно встал и задымил. Еще раз посмотрев в панораму, Евгений убедился, что танк горит, и опустился от усталости и нервного напряжения на дно окопа. Вскоре вернулись командир орудия и наводчик. Скоро пошла в атаку пехота, и уже втроем били врага осколочными. К вечеру противник, потеряв до батальона солдат и офицеров, прекратил атаки и отошел на свои позиции. На передовой наступило затишье. После боя по распоряжению командира полка командир батареи построил весь личный состав. Вскоре к строю подошли командующий армией, комдив и командир полка. Командующий, обратившись к бойцам и офицерам, сказал: «За проявленное мужество объявляю всем благодарность».
Послесловие:
Ю.Н.





