Румыния, Тисса
Василий Андреевич Бублий родился на Украине в 1926 году в селе Березовка Луганской области. Работал учеником тракториста. В июне 1942 года был эвакуирован в Сталинград, в январе 1944 призван в ряды Советской армии. Участвовал в Яссо-Кишиневской операции, освобождал Румынию. После войны направлен в общевойсковое пехотное училище, а затем в минометный батальон 1226 стрелкового полка. С 1947 по 1952 гг. по спецнабору служил в в/ч 3274 в званиях солдата, сержанта, ст. сержанта. Учился в вечерней школе, после демобилизации поступил на III завод (ЭМЗ «Авангард»), окончил вечернее отделение МИФИ по специальности «инженер-механик авиационного приборостроения». Работал в лаборатории 106 дозиметристом, техником, инженером, начальником КБ, награжден медалью «Изобретатель СССР», медалью «За трудовое отличие», медалью «За Победу над Германией 1941−1945 гг.», орденом Отечественной войны II степени, одиннадцатью юбилейными медалями.
В январе 1944 года я был призван в ряды Красной армии, в 160 запасной стрелковый полк, готовивший резерв для пополнения II Украинского фронта. Служил первым номером ручного пулемета Дегтярева. Пулемет с диском — 11 килограмм, в диске 47 патронов, дальнобойность 1500 метров. В комплект входят еще пять дисков, носит их второй номер. В запасном полку отрабатывали стрельбы по движущимся и неподвижным мишеням, совершали марш-броски в полном боевом снаряжении до 10 и более километров. Учения проводили в условиях, близких к фронтовым: на плотах, изготовленных самостоятельно, форсировали реку под маскировкой дымовых шашек.
В августе 1944 года нас одели в новое обмундирование, шинели из тонкого английского светло-зеленого сукна (в дождь они набухают, но влагу не пропускают). Наш полк в составе 316-й Темрюкской Краснознаменной стрелковой дивизии 27-й армии в конце августа направили для окончательного разгрома Яссо-Кишиневской группировки и освобождения Бухареста. Шли за танками по улицам города, пехота прочесывала кварталы и забирала в плен сдававшихся румынских солдат. Пленные солдаты на пальцах объясняли, что их главнокомандующий Антонеску уехал к Гитлеру, главой государства стал король Михай. Вскоре объявили: Румыния вышла из союза с Германией и направила свои войска против немецких войск. Подошли к Плоешти, там горели нефтеперегонные заводы, далее попадались небольшие города и селения: Тимишоара (недалеко от границ с Венгрией), река Тисса, город Сегед. Дорожно-строительные батальоны готовили плоты из бревен для переправы наших войск через Тиссу, находившуюся от нас в двух километрах. Мы знали, что противоположный берег Тиссы и Сегед сильно укреплены немецкими войсками. Готовились к переправе, помогали делать плоты. Наш батальон должен был переправляться первым, поэтому готовились особенно тщательно. Темной октябрьской ночью наша артиллерия открыла массированный огонь по противоположному берегу Тиссы, танки подтащили плоты к берегу, столкнули в реку. На один плот загружалось примерно 30 человек с полным боевым комплектом. Нашей задачей было высадиться на берег и занять плацдарм. Немецкая артиллерия заметила нас и начала обстрел. Снаряды рвались рядом в реке, но наш плот не повредили. Ширина реки метров 400. После высадки мы заняли немецкие окопы, немцы отступили. К утру переправилось еще подкрепление. Все пространство вокруг было в дыму. К середине дня переправились танки. Нам скомандовали: «За танками, короткими перебежками». Во время остановок ложились и стреляли в сторону немецкой обороны, поддерживая тех, кто совершал перебежку. Немецкая артиллерия обстреливала наши войска, один снаряд разорвался недалеко, и мой второй номер получил небольшое ранение левой руки. Я наложил ему тугую повязку, он сказал, что будет со мной продолжать бой. С танками мы преодолели линию обороны противника; в окопах осталось много убитых немцев. Впереди, в двух километрах, виднелось село; остановились на кукурузном поле, закрыли свои окопы кукурузными стеблями, чтобы нас меньше мочил дождь.
7 ноября нам устроили праздник: оставаясь в окопах, ходили по одному за 300 метров в тыл к походной кухне, там давали по 100 грамм фронтовых и по куску копченой свинины. Через несколько дней меня вместе с командиром взвода вызвал в землянку командир роты. Он сказал, что есть разнарядка — направить из роты одного достойного солдата на прифронтовые курсы младших лейтенантов. Выбрали меня, я был отправлен на учебу в Клуж (это областной центр Трансильвании в Румынии). Начальником курсов был генерал-майор Шихалибеков, казах, стройный, внушающий доверие генерал.

На курсах было 6 батальонов, более трех тысяч человек. Курсы за 4−6 месяцев готовили командиров взводов для фронта. В марте 1945 года на курсы приехал зам. министра иностранных дел А. Вышинский и двадцатилетний король Румынии Михай. Для встречи высоких гостей нас выстроили в почетный караул.
В 1940 году от Румынии в состав Венгрии была отторгнута Трансильвания, здесь проживало более 2,5 млн. человек, половина — мадьяры, которые были против возвращения Трансильвании. В селах они устраивали погромы и убийства румын. Нам приходилось выезжать в такие села с миротворческой миссией. Вооруженные отряды мадьяр проникали в села и натравливали людей на румын, на советские войска. Положение обострилось в марте 1945 года. Отряды мадьяр распространяли негативные слухи о советских войсках и проводили подрывную работу. Однажды заминировали городской театр, в котором один из батальонов наших курсов смотрел представление, взрыва не было по счастливой случайности. Виктор Иванович Пешков (один из наших заводчан, работавший в лаборатории 106), тогда тоже учился на этих курсах и участвовал в разминировании театра. В городе устраивали облавы: нас поднимали в 3 часа ночи, оцепляли целые кварталы, представители комендатуры и городских властей вели проверку жителей, искали руководителей мадьярских отрядов, вылавливали и арестовывали. Часто приходилось нести службу патрулирования улиц. На охрану города и учреждений ежесуточно выделялась рота курсантов и рота румынских войск. Только после ликвидации мадьярских отрядов наступило относительное спокойствие. За поддержку наших войск король Михай был награжден орденом Победы.
Конец войны я встретил на курсах; батальон закончил программу курсов, и нам присвоили звания младших лейтенантов. Мы все дни маршировали, отрабатывая строевую подготовку для встречи командующего II Украинским фронтом маршала Р.Малиновского. Однако его в мае 1945 года направили на войну с Японией — командовать Забайкальским фронтом. В июле получили приказ, который предписывал первому батальону выехать в Россию, в Череповец, в Лепельское пехотное училище, для продолжения учебы. Я подал заявление на отчисление из училища, просьбу удовлетворили и направили для дальнейшего прохождения службы в Богодухов Харьковской области, в артиллерийский батальон стрелкового полка солдатом-наводчиком 120-мм минометов. В октябре 1946 года вызвали в оперативный отдел и предложили перейти в войска МВД на охрану особо важного государственного объекта. Я дал согласие. В январе 1947 года нас, 20 человек, направили в Москву, а из Москвы в Дзержинск, на химкомбинат. Там формировался один из батальонов в/ч 3274. В Саров батальон прибыл 19 мая 1947 года. В июне по зарубкам на деревьях в густом лесу, где предполагалось строить охранную зону, через каждые 700 метров расставили солдат. Так вокруг объекта образовалась охраняемая зона.
По книге Л. Куриленко «Мы защищали Родину»




