Саровская альтернатива
Развитие Сарова с давних времен идет волнообразно. Блеснула в веках крепость Сараклыч и бесследно исчезла, после долгих лет забвения появилась Саровская пустынь и тоже канула в Лету, практически на пустом месте возник легендарный научный центр, сыгравший ведущую роль в обеспечении обороноспособности страны, и… «Уехав из города Арзамас-16 в 1994 году, спустя год я вернулся уже в другой город. И не только потому, что он поменял название. Дотоле закрытый объект всесоюзного значения, этот город незаметно для его жителей стал все более напоминать сонный, залузганный, ничем не примечательный райцентр. А некоторая глубокомысленность горожан стала мирно соседствовать с провинциальной ограниченностью и апатией». Я привел слова из моей статьи, которая была опубликована в июне 1996 года в городской газете.
Куда идет развитие нашего города сейчас? Скатываемся ли мы в безвестность или уже преодолели пропасть? Удается ли нам избавиться от невесть откуда взявшихся ограниченности и апатии?

ИГРА НА ЛУЖАЙКЕ
До недавних пор я был уверен, что эти качества овладели горожанами всерьез и надолго, но после опубликования в нашей газете статьи «Эх, тарифы, пыль да туман» оказалось, что я ошибался. Многие люди мне звонили, заходили в редакцию и обсуждали тему статьи, причем зачастую демонстрировали при этом доскональное знание «матчасти». К думе и администрации города они относились сочувственно, как к детям неразумным. Это уже напомнило мне прежний Арзамас-16, где, например, вопросы градостроительства решали в первую очередь жители города, а исполком лишь добросовестно выполнял обязанности «ночного сторожа». Между прочим, если саровчане решат вернуться к непосредственному решению городских вопросов, то поставить думу и администрацию, равно как и прочие учреждения, на место, им подобающее, не составит большого труда.

Пока же предоставленные самим себе, отбившиеся от рук органы местного самоуправления буквально резвятся на лужайке, строя игрушечный городок, где все понарошку — генплан, прогноз социально-экономического развития, бюджет, тарифы на жилищно-коммунальные услуги и прочее. Включая федеральное законодательство, которое было явно нарушено при утверждении тарифов на услуги отопления и горячего водоснабжения. После этого даже как-то неловко еще раз напоминать думе и администрации о том, что при повышении тарифов необходимо ответить на вопросы, которые задают жители города:
- какие конкретно жилищные услуги должны выполнять ЖРЭПы?
- сколько надо средств, чтобы эти услуги выполнялись качественно и с соблюдением установленной периодичности?
- какую часть этих средств финансирует бюджет, а что перекладывается на плечи трудового народа?
Привожу ответ на эти вопросы (в части услуг по содержанию жилья) в том виде, в каком он был опубликован («ГК», № 8, 2005 г.)

Вам не кажется, что администрация считает жителей города дебилами, способными лишь на то, чтобы неимоверным усилием воли отнести свой дом к одной из шести категорий? При этом сама классификация домов заслуживает, чтобы ее включили в учебник логики в качестве примера того, как не следует составлять классификации.
Ни на один из вопросов, которые были ей заданы, городская власть не ответила. Более того, при ознакомлении с творчеством администрации у жителей города возникают новые вопросы. Почему, например, используется социальная норма, которая федеральным законодательством предусмотрена исключительно для расчета жилищных субсидий? Означает ли это, что администрация города испытывает потаенную страсть к социальной справедливости? А знает ли она, например, о том, что во многих домах города есть несколько лифтов, что объем лестничных клеток и коридоров в «хрущевках» и «лепестках» просто несопоставим? На мой взгляд, городская власть всего лишь тяготеет к однородности и единообразию, являясь при этом очевидным фактором энтропии. «Как было бы хорошо, — должно быть, грезит наяву чиновник администрации, — если бы все дома в городе были одинаковыми, а люди жили бы в стандартных квартирах и получали бы поровну. И исправно платили бы квартплату, не досаждая нам своими вопросами. Не город был бы, а игрушка! Не ведают люди своего счастья!».
Если у вас есть на примете ученик начальных классов средней школы, предложите ему из вышеприведенной таблицы в четыре действия определить стоимость конкретных услуг по содержанию жилья. Например, разность тарифов в доме, имеющем систему дымоудаления, и в доме, ее не имеющем, будет соответствовать стоимости обслуживания этой системы. Пусть его не смущает, что в третьем действии появляется «уборка лестничных клеток», но исчезает таинственная «система дымоудаления». На самом деле «уборка» в неявном виде присутствовала с самого начала, а «дымоудаление», как говорят в школе, «на ум пошло». Также ему следует объяснить, что вывозить мусор и убирать лестничные клетки в домах с 60%-ным износом, судя по таблице, нет никакого смысла. Такова суровая реальность. Мой знакомый недоросль, возмущаясь несовершенством этого мира, получил следующие результаты:

Таким образом, он добился частичного ответа на первый вопрос, который был задан администрации, что называется, «на дом». Частичного потому, что в «прочие» услуги входят: управление жилищным фондом, техническое обслуживание инженерного оборудования, содержание и уборка придомовой территории, а также содержание подвалов, чердаков, крыш, технических помещений, регламентные работы по подготовке жилого фонда к зиме и др. Короче, всякие несущественные детали. Представьте, что кассирша в универсаме, просканировав по штрих-кодам стоимость нескольких продуктов из вашей корзины, заявляет: «Все остальное я подсчитала на глаз. С вас … рублей». С точки зрения администрации, это вполне допустимо.
Вас интересует, почему жителям города приходится самим производить обратный пересчет услуг по содержанию жилья? Ваш эксперт по жилищно-коммунальным услугам уже знает, что такое проценты? В таком случае пусть он посчитает рост тарифов. Привожу прежние тарифы на услуги по содержанию жилья (постановление администрации города № 63
Дело даже не в том, что тарифы растут как на дрожжах. И не в том, что они рассчитаны небрежно, хотя, как заметил Генри Лонгфелло, «проще сразу делать хорошо, чем потом объяснять, почему это сделано плохо». Если бы у жителей города была уверенность, что при новых тарифах ЖРЭПы с энтузиазмом примутся чистить дымоходы, убирать лестничные клетки, отскребать лед с тротуаров и благоустраивать внутриквартальную территорию, то можно было бы с этими тарифами согласиться. Но такой уверенности нет. Потому что давно подмечено — размер тарифов на жилищные услуги никак не связан с объемом и качеством предоставления этих услуг. Складывается ощущение, что администрацию, в отличие от жителей города, вовсе не заботит задача обеспечить содержание и ремонт жилого фонда. У нее основная цель — финансирование ЖРЭПов и других муниципальных предприятий. Директора этих предприятий, в свою очередь, ломают голову над тем, как наиболее эффективно освоить выделенные средства. Эффективно опять же не с точки зрения интересов жителей города, а, понятное дело, исходя из интересов самих предприятий.

К счастью, жители города стали воспринимать эти забавы городских властей вовсе не безропотно. Насколько мне стало известно, инициативная группа горожан намерена ознакомиться с заключением независимой экспертизы и проверить обоснованность тарифов на жилищно-коммунальные услуги. 16 марта эта группа встречается с главой местного самоуправления А.Орловым. Редакция нашей газеты с неослабевающим вниманием будет следить за беспрецедентными попытками инициативной группы вторгнуться на «лужайку» и заполучить в свое распоряжение данные о структуре затрат жилищно-коммунальных предприятий и другие документы, касающиеся формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Е.Кокоулин
Продолжение следует




