Адреса милосердия
ЧТО СКАЖЕТЕ?
Государство сейчас действует как асфальтовый каток. Не ждать от него подачек, а находить возможности и действовать самим — вот единственно возможное решение.
Так можно обобщить итоги встречи группы инициаторов благотворительных инициатив из нашего города со своими коллегами из Ардатова. Священник, журналисты, работники социальной сферы, руководитель и сотрудники центра милосердия — всего 15 человек приехали воскресным днем в гости к отцу Михаилу Резину и его дружной команде.
Батюшка — выпускник Литинститута. Опубликовал книгу рассказов «Рика», в «Юности» печаталась повесть «Бегство талой воды». В разгар перестройки, когда зарплата педагога и писателя не позволяла прокормить многодетную семью, жена, русская немка, настояла на выезде в Германию. Но… они вернулись. И писатель стал священником. Митрополит Николай рукоположил отца Михаила и направил служить в десятитысячный Ардатов — восстанавливать городской Знаменский собор с разрушенной колокольней и снятым куполом; в помещении собора был цех со станками и газовая котельная.
За годы службы в Ардатове отец Михаил не только воссоздал храм, но и взял под опеку колонию для несовершеннолетних, он постоянно выступает на «Радио России», в программе «Облака». Им создан реабилитационный центр для детей из трудных семей и подсобное хозяйство «Остров сокровищ» при нем, столярная мастерская, православные компьютерный клуб и секция дзюдо, отделение международного детского движения «Витязи» и летние лагеря для детей. Его дочь Анжела ведет занятия с «Витязями» и в воскресной школе, разбила роскошный цветник возле храма, ведает хором и прочая-прочая-прочая…
Кстати, компьютерный клуб «Белый ветер» отличается от обыкновенного тем, что в нем не увидишь алкоголя и мата, а в пост не играют в компьютерные игры.
Как это «буйство жизни» цветет в одном из беднейших районов области? И как это удается? Все начинается понемногу. Иногда плодов приходится ждать несколько лет. Как, например, с реабилитационным центром. Сначала взяли несколько выпускников колонии, которым просто некуда было деться. В детский дом их уже не берут, родителей и родственников у них, как правило, нет, да они им и не нужны. Решили создать что-то вроде большой семьи, без казенных отношений и формальных воспитательных функций.
На вспомоществование состоятельных людей купили дом. Ардатовцы поначалу восприняли это в штыки: криминал поселился на улице. Мэрию заваливали письмами: оградите нас от экспериментов отца Михаила! Но прошли полгода, год, ничего страшного не произошло, все успокоились.
Надзорные службы несколько лет пристально следили за ними — но поводов особых не было, да и все «хозяйство» — частная инициатива людей, которые по-христиански не могут отказать в помощи страждущему ближнему. Если бы была организация с официальным статусом — «задавили» бы проверками и предписаниями. А так… частная собственность. Можно и на порог никого не пускать. Но здесь все было и остается открыто для контроля. Милиция желает посмотреть, как тут дела — пожалуйста. Роно — запросто. «Мы им предлагаем сразу — если что, мы никого не держим. Забирайте. Воспитывайте, одевайте… Постепенно к нам привыкли. Теперь уже сами предлагают нам детей — возьмите, пожалуйста», — говорит о.Михаил. «Ребятишки учатся: кто в школе, кто специальности. Трое сейчас в армии — скоро вернутся к нам. Старшие трудятся в мастерских, в подсобном хозяйстве. К вере никого не принуждаем, но уважать приходится — все-таки при храме Божьем. Так же и с остальными направлениями. Когда видим, что есть хотя бы маленькая возможность что-то полезное сделать, — начинаем. А потом потихоньку развиваем. И помощники находятся. Когда видят реальное дело. Даже представители государства, которое в социальной сфере действует, как асфальтовый каток, давя слабых, когда видит, что где-то что-то выжило и растет — уже не мешает. Наши лагеря и приют с удовольствием включают в свои отчеты…»
Справка: в Сарове с 1994 года сотрудники срочной социальной помощи безуспешно убеждали администрацию и думу в необходимости создания места, куда в критических ситуациях могли бы прийти дети. В первую очередь из социальнонеблагополучных семей, которых только по официальной статистике более 100. А детей в них — более 200. Но тщетно. Власти такой проблемы не видят. Нет ее — и все. Как будто потом их дети будут жить на другой планете. И ходить по другим улицам. А «волчата» подрастают…
Всегда ваш
А.Каминский





