Молодых — в профсоюз!
В середине 60-х годов в коллективе завода № 1 ВНИИЭФ наставничество оформилось как движение и стало одним из направлений профсоюзной работы при завкоме.
Первое время в цехах завода пришедших на работу учеников закрепляли за высококвалифицированными рабочими, которые в течение трёх месяцев по договору обучали подопечных своим профессиям. Как правило, ученик был рядом с учителем — около станка или верстака, а при наличии свободных станков сам вставал за станок.
По истечении срока договора ученика аттестовывали и присваивали ему разряд по специальности, которой его обучали.
На заводе, кроме основных и вспомогательных цехов, был ещё и учебно-производственный цех (УПЦ). Возглавлял его Прокоп Прокопьевич Мочалов. Из этого цеха молодые рабочие выходили уже хорошими специалистами — токарями, фрезеровщиками, слесарями, электриками — и начинали трудиться самостоятельно.
После упразднения УПЦ на завод стало поступать пополнение из ремесленных училищ Ленинграда, Горьковской области, а позднее — и из нашего ГПТУ.
Не все молодые рабочие-выпускники выполняли норму выработки, да и поведение некоторых оставляло желать лучшего. Вот тут и возникали всевозможные проблемы. Встал вопрос: как быть с молодыми рабочими? Что предпринять, чтобы не упустить ситуацию из-под контроля? Мастера и руководители цехов просили опытных, квалифицированных рабочих взять шефство над такими ребятами, особенно над теми, кого уже задерживали за хулиганство. Тем более, что за дисциплину на производстве и в быту руководство завода спрашивало очень строго, да и при подведении итогов социалистического соревнования с коллектива снимали баллы за допущенные нарушения. Это и дало толчок к организации наставничества на заводе.
Если в давние времена (до 1917 года) наставниками называли педагогов в училищах, гимназиях, а в советское время — классных руководителей в школах, то в нашем случае наставником становился квалифицированный рабочий, уважаемый в коллективе, зарекомендовавший себя не только как специалист, но и как человек честный, порядочный, нравственно чистый и душевный.
Подтолкнуло к организации наставничества и то, что на завод молодёжь прибывала группами от сорока до семидесяти человек. Основными коллективами, куда их направляли, были механические цеха. В этих цехах были организованы Советы наставников, как правило, из трех опытных рабочих. Советы планировали работу, контролировали ход шефства над молодыми рабочими.
Работу цеховых Советов наставников координировал Совет наставников завода. На конференции наставников избирался Совет и председатель Совета наставников завода.
Наставники — лучшие специалисты своего дела — исключительно добросовестно относились к воспитанию подопечных. Помнится, как фрезеровщик 8 разряда из цеха 2109 Сергей Петрович Олейник, кавалер двух орденов Трудовой Славы, ставший потом почётным гражданином города, при встрече со мной в цехе (я был председателем Совета наставников завода) с душевной болью говорил о том, как тяжело привыкают двое его подопечных к дисциплине и к работе: когда наставник стоит рядом, они работают, стоит наставнику отойти к своему станку — бездельничают.
— Так бы по- отцовски и наказал их, — добавил Сергей Петрович.
Необходимо отметить, что наставники не получали материального вознаграждения. Всё было основано на добровольных началах, на энтузиазме, уважении и любви к своему трудовому коллективу.
Замечательных, трудолюбивых рабочих, ставших наставниками, было много в каждом подразделении завода. В их числе Валентин Николаевич Стужаков — тоже почётный гражданин Сарова, Владимир Иванович Барышников — фронтовик. Оба — токари цеха 2109.
С годами наставничество крепло. Неоднократно поднимались вопросы о материальном поощрении наставников, но руководство, как правило, отвечало, что нет статьи, по которой можно было бы поощрить людей за такую трудную, но необходимую работу. А наставники продолжали искренне и с душой воспитывать молодых рабочих.
И добрые семена, заложенные наставниками в души молодых рабочих, дали прекрасные плоды.
В цехе 2111, которым руководил Александр Васильевич Рыбин, а позднее — Михаил Павлович Макаров, был замечательный коллектив наставников, который возглавлял токарь 8 разряда Анатолий Николаевич Павлов. Многие наставники были награждены орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», некоторые дважды —
С Анатолием Николаевичем Павловым приятно было говорить о наставниках и наставничестве: он хорошо видел пользу от этого движения.
С одним из бывших молодых рабочих я встретился при необычных обстоятельствах. Осенью прошлого года я ремонтировал крышу гаража. Одному работать было несподручно, а через два гаража на крыше работал мужчина лет 45. Он заканчивал покрытие крыши. Вдруг слышу: «Подождите, не торопитесь. Я сейчас заканчиваю и помогу Вам». Недоумевая, благодарю и отнекиваюсь, одновременно думая, сколько он с меня может взять за услугу.
Знакомимся. Зовут Володей. Закончил кадровую службу, майор в отставке, пенсионер. После армии приехал сюда, в свой город, где живут родители. Работает в бригаде, в частном бизнесе. Немного погодя, спрашиваю, где работал до военного училища. Оказывается, в первом цехе завода № 1.
— Кем работал?
— Был учеником токаря, — и вдруг добавляет: — Никогда не забуду этот коллектив ребят-наставников. Двадцать пять лет прошло — училище, армия… Но нигде такого внимания ко мне не встречал.
Так вот откуда его бескорыстие, его желание помочь человеку!
Перестройка, непредвиденные события в стране помешали этому движению окончательно закрепиться, чтобы растить и совершенствовать молодые кадры прямо на местах.
В Советах наставников мы мечтали начать в кратких лекциях-беседах затрагивать вопросы психологии, этики, обсуждать и внедрять новые методы труда. Планировали и многое другое. Но этому не суждено было сбыться. А бывшие наставники встречают меня на улицах города и воспоминаниями теребят душу.
С грустью и восхищением вспоминает о движении наставничества, о ветеранах высококвалифицированный токарь, кавалер ордена «Знак Почёта»
Ю.Н.Шаров






