Наблюдатель
ЧТО ПРОИЗОШЛО В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ?
А ничего, по нынешним временам, особенного. Банальный диалог народа и законно избранной власти. Правда, с учетом кавказского образа мышления…
Жило-было в Карачаево-Черкесии предприятие АО «Кавказ-цемент». В начале 2004 года контроль над этим предприятием получил некий Магомед Каитов.
Прошлым летом, после выборов, едва не закончившихся этническим конфликтом, президентом Карачаево-Черкесии стал Мустафа Батдыев. Его зять Али Каитов являлся также племянником получившего контроль над АО «Кавказ-цемент» Магомеда Каитова.
Естественно, что, придя к власти, команда нового президента стала выполнять свои предвыборные обещания. Понятно, что не те, которые давались избирателям, — кого они, эти избиратели, после выборов интересуют? Современных политиков больше волнуют обещания, данные тем, кто вложил в них, как в банальный бизнес-проект, деньги. За невыполнение этих обязательств не мандата лишиться можно…
Сюжет политического кризиса начался 11 октября 2004 года, когда стало известно о пропаже семерых молодых бизнесменов: Расула Богатырева, Магомеда Байчорова, Роберта Герюгова, Шамиля Кубанова, Магомеда Узденова, Руслана Узденова и Замира Хапаева. Все эти люди являлись акционерами местного АО «Кавказ-цемент». По данным СМИ, молодой Каитов и другие акционеры завода (в первую очередь — семеро пропавших) не смогли поделить то ли прибыль завода, то ли сам завод. По словам родственников пропавших, вечером 10 октября каждый из них был по телефону приглашен на встречу на так называемом «зеленом острове», где находятся, в частности, кемпинг цементного завода и дача Каитова.
Со встречи никто из молодых людей не вернулся…
При этом ночью в районе дачи Каитова были слышны автоматные очереди. Слышал их и прокурор республики, который отправил туда наряд милиции. Охрана дачи президентского зятя не пустила наряд на территорию…
На следующий день родственники пропавших обратились в милицию. Расследование было очень неторопливым. Родственникам, сразу указавшим на дачу Каитова, сообщили, что при обыске на территории дачи никаких улик найдено не было.
А 18 октября в Черкесске был в упор расстрелян вице-премьер республики Ансар Тебуев. Жители Карачаево-Черкесии сразу же заявили журналистам, что убийство это было напрямую связано с переделом собственности на АО «Кавказ-цемент» и пропажей его акционеров.
После похорон Тебуева родственники пропавших решили самовольно осмотреть территорию дачи Каитова. Они прорвали кордон охранников дачи и обшарили местность у ворот особняка. Там они нашли гильзы от «Калашникова» и карабина «Сайга», а также пули и следы крови. Находка эта подтвердила худшие опасения присутствовавших.
21 октября родственники пропавших собрались на митинг у здания Дома правительства. На счастье президента Мустафы Батдыева, на площади в этот день собрались всего 300 человек. Правда, и этого количества хватило для того, чтобы президент решил спешно покинуть свой кабинет через потайную дверь. Еще несколько часов о местонахождении Мустафы Батдыева не было известно вообще ничего, и многие думали, что он сбежал.
Толпа родственников прорвала кордоны, ворвалась в его кабинет и, не найдя там главу республики, заняла здание. Митингующие требовали, чтобы им немедленно сообщили результаты расследования. Кроме этого, они утверждали, что в исчезновении семерых молодых людей был виновен Али Каитов и что действовал он без оглядки на закон, зная, что тесть готов покрывать любые преступления родственника. Они требовали, чтобы с ними поговорил президент республики и полномочный представитель
Козак приехал, а президент республики нашелся ночью в четверг. А в пятницу он обратился к населению, признался в причастности своего зятя к исчезновениям, заявил, что его дочь подала на развод за три дня до этого и что он лично объявил негодяя-зятя в федеральный розыск.
К вечеру пятницы стали известны и подробности допросов задержанных. Оказалось, что все семеро действительно приехали на дачу Каитова, который и открыл по ним огонь на поражение из автомата. Охранники последовали его примеру.
23 октября
8 ноября останки убитых были найдены в шахте близ населенного пункта Кумыш Карачаевского района республики. После этого родственники убитых собрались на митинг у здания правительства республики, а потом, когда к ним никто не вышел, ворвались в здание, захватив рабочий кабинет Батдыева и потребовав его отставки. Административные здания, объекты жизнеобеспечения и больницы в городе были взяты под охрану сотрудников милиции и подразделений войск МВД.
9 ноября в Черкесск прибыл Дмитрий Козак. Входе трехчасовой беседы с родными убитых ему удалось убедить их покинуть здание. Полпред рассказал им о ходе расследования и призвал не поддаваться на политические провокации. По требованию Козака на встречу приехал и президент Карачаево-Черкесии.
Вот вам и диалог законно избранной власти и избирателей…
Козак призывал родных убитых действовать только законными методами, не устраивая погромов. Более того, по факту захвата здания возбуждено уголовное дело.
Погромы — это, безусловно, плохо! А законные методы — безусловно, хорошо!
Вот только почему-то законные методы начинают действовать только после вмешательства Козака. А он вмешивается почему-то только после погрома…
ПРОЩАНИЕ С ЭПОХОЙ
Завершилась целая эпоха — в парижском госпитале от кровоизлияния в мозг (как было официально объявлено) скончался Ясир Арафат…
Ясир Арафат (полное имя Mухаммад Aбд Aр-Ра'уф Aл-Кудвах Aль-Хусейни) родился 4 августа 1929 года в Иерусалиме, в семье богатого торговца. Мать Арафата — Захва Абу Сауд аль-Хусейни — происходила из знатного иерусалимского рода, восходящего к самому пророку Мухаммеду, она умерла, когда Арафату было четыре года.
В 17 лет Ясир участвовал в нелегальной доставке оружия в Палестину для борьбы с англичанами и оформлявшими свою государственность евреями. В 1948 году начал участвовать в вооруженной борьбе.
Получив звание лейтенанта армии Египта, Арафат в 1956 году участвовал в отражении натиска англо-французско-израильских сил на национализированный президентом Насером Суэцкий канал.
Затем Ясир возглавил группу «Движение за освобождение Палестины». Первоначально группа называлась ХАТФ, но аббревиатура напоминала арабское слово «поражение», и крайние буквы поменяли местами. Так в 1959 году возник ФАТХ («завоевание», «победа»). У лидера появилось боевое имя Абу Аммар («Созидатель», «Дарующий долголетие»).
В 1964 году Арафат возглавил партизанскую войну против Израиля в Иордании. В этом же году Лига арабских государств (ЛАГ) создала Организацию освобождения Палестины, призванную объединить палестинцев под лозунгом «борьбы с сионистскими оккупантами». Отчасти это решение ЛАГ было направлено против растущего влияния ФАТХ.
После поражения арабов в войне 1967 года Арафат выдвинул лозунг: «Не арабское единство — путь к Палестине, а Палестина — путь к арабскому единству».
После 1967 года Арафат перебрался в Иорданию. После войны в Иордании 1969 года он переместил штаб-квартиру ООП в Бейрут, где и оставался до 1982. Когда Бейрут был оставлен, штаб ООП переместился в Тунис.
В 1969 году Национальный совет Палестины провозгласил Арафата председателем исполкома ООП, а затем главнокомандующим силами палестинской революции. Под руководством Арафата ООП превратилась в независимую организацию, располагавшую собственными войсками и администрацией. ООП действовала в Иордании, Ливане, Тунисе.
В 1988 году на специальной сессии Генассамблеи ООН он отверг терроризм и признал «право жить в мире» за всеми участниками ближневосточного конфликта, включая Палестину и Израиль.
Это выступление Арафата и посредничество мировых держав проложили путь к соглашениям, подписанным в Осло в 1993 году.
После подписания «Декларации о принципах» с Израилем Арафат, провозглашенный в 1989 году президентом несуществующего государства Палестина, впервые пожал руку премьеру Израиля.
Через месяц Ясир Арафат стал главой ПНА на Западном берегу Иордана и в секторе Газа. Еще через год ему, израильскому премьеру Ицхаку Рабину и министру иностранных дел Шимону Пересу присудили Нобелевскую премию мира.
Арафат вел аскетический образ жизни, не пил, не курил. Его гардероб составляли несколько полувоенных френчей и неизменный платок — куфия. В еде Арафат был неразборчив: бульон, рис, овощи, на десерт — халва с чаем. Арафат не занимался спортом, не читал книг, не слушал музыки.
Арафат женился в возрасте 60 лет. «Моя жена — палестинская революция», — отшучивался он до того, как оформил брак с советницей по экономическим вопросам, 25-летней православной христианкой Сухой Тауиль, ради любви к мужу принявшей ислам.
Девять лет назад у Ясира и Сухи Арафат родилась дочь Захва, названная в честь матери Абу Аммара.
В семье воспитываются 12 палестинских сирот. Жена с детьми живет в Париже, в арендованном доме, — у Арафата никогда не было собственной недвижимости.
С декабря 2001 года находился фактически под израильским домашним арестом в своей резиденции в Рамалле…
ПОСМОТРИМ, КТО КОГО
Как известно, цены на бензин в России уже перегнали американские. Теперь на очереди — европейские цены на бензин. Нам объясняют это двумя факторами: ростом цены на нефть и жизненной необходимостью приблизить цены к общемировым. Правда, минимальную зарплату к общемировой приблизить пока никто не пытается — ее бы подтянуть до прожиточного минимума…
По поводу роста цен на нефть…
В США за последнее время цены на бензин выросли приблизительно на 9%. У них в стране еще не изжито такое понятие, как патриотизм, кроме того, в цене бензина цена нефти составляет, по утверждениям их экономистов, существенно меньше половины…
А вот по поводу второго аргумента…
Тут есть о чем подумать. Рост цен на бензин автоматически приводит к подорожанию всего, что при посредстве этого бензина перевозится. И (см. заметку о Карачаево-Черкесии) у рядового избирателя сквозь идеологическую догму «нехорошо считать деньги в чужом кошельке» может прорасти вопрос: почему ЛИЧНО ОН должен оплачивать живущим в Лондоне дядям покупку королевских дворцов и футбольных команд?
Может, именно поэтому депутаты Госдумы всерьез озаботились ростом цен на нефтепродукты и посчитали, что государство должно усилить свое участие в регулировании этого вопроса. Об этом было заявлено во время «правительственного часа», который состоялся 10 ноября в нижней палате российского парламента.
Там было сказано, что правительство фактически упустило этот вопрос из-под контроля. И теперь сложившееся положение необходимо исправлять, в том числе, совершенствуя законодательство.
Как заявили представители фракции «Единая Россия», у думского большинства есть четкое представление о том, какие поправки нужно внести в законодательство, чтобы выправить ситуацию.
Выступавший на «часе» руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что около 20% роста цен приходится на несоблюдение и нарушения антимонопольного законодательства, в том числе на картельные соглашения.
Остальные 80% объясняются объективными причинами — увеличением налоговой нагрузки, привязанной к уровню мировых цен, ростом транспортных тарифов, цен на продукцию металлургии.
Артемьев высказался за более глубокое участие государства в регулировании деятельности нефтяных компаний, и эта позиция получила поддержку в Думе.
По словам председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи Валерия Язева, решать проблему роста внутренних цен на нефтепродукты надо комплексно — с одной стороны, пресекая нарушения и используя в полной мере антимонопольное законодательство, с другой — совершенствуя налоговую систему.
В частности, Язев предлагает ослабить или совсем исключить ныне действующую привязку налога на добычу полезных ископаемых с ценой нефти на мировых рынках.
Язев также заявил, что необходимо изменить систему экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, так как в настоящее время эти пошлины «создают отсутствие мотивации для загрузки отечественных нефтеперерабатывающих заводов».
Грызлов призвал правительство не затягивать с разработкой поправок в антимонопольное законодательство и подчеркнул, что «рост цен на бензин является результатом сговора нефтемонополистов». «С этим нужно бороться», — сказал он.
Все это, конечно, здорово. Но летом я наблюдал попытки правительства Украины бороться с объективной причиной роста цен на бензин — жадностью продавцов. Закончилось эти попытки, кстати, полным поражением правительства.
Или, если взглянуть с другой стороны, победой торговцев бензином…
Д.Вадим




