Наблюдатель
29 марта 2004 г.
ГРУСТНАЯ ГОДОВЩИНА
Год назад, 20 марта, американцы начали войну в Ираке. Целью войны, как вы помните, была объявлена борьба с международным терроризмом и уничтожение оружия массового поражения, которое, по данным разведок, Саддам Хусейн массово изготавливал. Спустя 4 недели президент Буш объявил об окончании войны…
С тех пор прошел год. Что же произошло за это время?
Оружия массового поражения так и не нашли…
В Ираке погибло более 600 военнослужащих оккупационной армии. Никак не меньше, чем за четыре недели объявленной войны…

Пока наблюдатели спорят, чем станет Ирак для Соединенных Штатов — новой Германией, которая возродится к жизни с помощью очередного «плана Маршалла», или новым Вьетнамом, где Америка увязнет в войне и который с позором покинет, в самих США уже нашли подходящую аналогию. В СМИ просочились данные из секретного американского правительственного доклада по Ираку, в котором аналитики называют процессы, происходящие в стране, «балканизацией». Нынешний Ирак, по их мнению, больше всего похож на Югославию. Чем?
По религиозно-этническому признаку в Ираке можно выделить четыре основные политические силы. Первая — это оккупационные силы коалиции, устанавливающие демократию по западному образцу. Пока авторитет оккупационных властей поддерживает более чем 100-тысячный военный контингент союзников. Также американцы создают новую иракскую полицию. Уже подготовлено 118 тысяч полицейских. Сами полицейские жалуются на нехватку оружия, раций и на то, что они остались один на один с повстанцами: «Американцы решили, что уж пусть лучше нас убивают, чем их».
Вторая сила (она достаточно лояльна американцам) — это иракские шииты, составляющие 65% от 26-миллионного населения страны. Саддам Хусейн, выходец из среды суннитов — представителей другой ветви ислама, притеснял шиитское большинство, и многие из них в определенной степени считают США своими освободителями. К этой же группе можно отнести курдов.
Третья сила — международная террористическая организация «Аль-Каеда». Многие видят в иракских терактах руку бен Ладена, хотя неопровержимых доказательств участия «Аль-Каеды» в боевых действиях нет.
Четвертая сила — сунниты, сочувствующие Саддаму Хусейну и живущие, в основном, в так называемом суннитском треугольнике (районе страны к северу от Багдада).
Обстановка же, которую рисует январский доклад по Ираку, подготовленный американской администрацией в Багдаде, далека от оптимизма официальных заявлений. «Число случаев партизанских нападений в Ираке в январе достигло максимума, превысив показатели за сентябрь 2003 года, — говорится в докладе. — Активности партизан не мешают ни усиление иракских служб безопасности, ни участившиеся аресты, которые коалиционные войска провели в декабре и январе».
Согласно этому документу, в январе 2004 года, по сравнению с декабрем 2003, число нападений на международные и неправительственные организации, работающие в Ираке, увеличилось с 19 до 26; количество партизанских акций с применением минометов и взрывчатки выросло с 316 в декабре до 642 в январе; количество бомб, заложенных в дорожное полотно, за месяц выросло в 3 раза; число нападений, обошедшихся без человеческих жертв, включая стрельбу по автомобилям и метание камней, выросло на 186% - с 182 в декабре до 520 в январе.
Среднее число нападений в самом Багдаде выросло с четырех раз в день в сентябре 2003 года до восьми раз в день в январе 2004-го.
В докладе отмечено, что усиливаются межэтнические трения среди самих жителей страны — курдов, суннитов и шиитов. Именно межнациональные противоречия при слабости центральной власти создали «югославский сценарий» — жестокие внутренние религиозно-этнические войны, приведшие к распаду страны. Больше всего авторов документа беспокоит, что иракцы все чаще убивают друг друга…
ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ?
На прошлой неделе все опять заговорили о Косово. Впервые после 1999 года, когда американцы бомбили Югославию и международные силы KFOR вошли в край. Вошли, напомню, для того, чтобы помешать якобы происходящим в крае этническим чисткам. Другое мнение — что идет вооруженное вытеснение албанцами коренных жителей — сербов, всерьез не рассматривалось…
Итак, факты. 17 марта в Косово, городе Митровице, поделенном миротворцами на сербскую (северную) и албанскую (южную) части, в реке Ибар, разделяющей эти части, были найдены трупы трех албанских детей, 9, 11 и 12 лет.
Как именно они там оказались, неясно. Но албанцы заподозрили сербов. Это сразу же привело к столкновениям, так как у населения имеется большое количество оружия. Завязалась перестрелка. В результате 15 человек погибли и около 300 получили ранения.
Следственная группа, расследующая гибель детей, не обнаружила никаких свидетельств причастности сербов к инциденту. Такое заявление сделал официальный представитель ООН. Оказалось, что обвинил сербов в гибели своих товарищей четвертый албанский ребенок, сумевший избежать гибели. «Ни один из фактов, о которых говорил албанский ребенок, не нашел подтверждения. Никаких вещественных доказательств этой версии не найдено».
Смерть мальчиков стала формальным поводом для массовых беспорядков на территории автономного края Косово, позднее переросших в масштабную этническую чистку. За несколько дней жертвами албанских экстремистов стали 28 человек. Еще более 600 сербов получили ранения…
Для прекращения стрельбы миротворцы заняли единственный мост, соединяющий православный и мусульманский районы, обстреляли толпу резиновыми пулями и применили слезоточивый газ. Этот случай возбудил ненависть и в других районах Косовского края и Югославии.
В результате к утру 19 марта 2004 года погибших насчитывалось уже 31 человек, и около пятисот были ранены. НАТО планирует в самое ближайшее время увеличить находящуюся в крае группировку KFOR с 18,5 тысяч военнослужащих до 19,5 тысяч.
Премьер-министр Сербии Воислав Коштуница назвал происходящие события «заранее спланированными и скоординированными». К утру 19 марта количество убитых достигло 31 человека, раненых — 500, беженцев — 300. Были ранены также 35 миротворцев. В район столкновений переброшены 350 американских и итальянских солдат и 100 британских, и в скором времени туда направятся 600 германских военнослужащих.
Кто бы ни был виноват в убийстве албанских детей, вспышка насилия показывает, что никакого мира за пять лет пребывания миротворцев в Косово не наступило. В крае проживает два миллиона албанцев и 70 тысяч сербов, которые могут жить в состоянии перемирия только под стволами НАТОвских танков.
Варианты развития событий — один хуже другого. С одной стороны, европейцы не могут себе позволить бесконечно посылать своих солдат прямо под пули косоваров. С другой стороны, они не могут допустить продолжения гражданской войны. И, наконец, если они выберут третий вариант и заставят сербов покинуть Косово, то мир в крае, конечно, наступит…
Наш Президент высказался весьма определенно.
«Россия не может безучастно смотреть на то, что там происходит. Это и по признанию наших западных коллег не что иное, как этническая чистка. Должна быть соответствующая жесткая реакция. В данном случае — в защиту сербов», — заявил президент Путин в субботу на совещании в Кремле. «Я прошу секретаря Совета безопасности Игоря Иванова и главу МИД Сергея Лаврова четко сформулировать позицию России по этой проблеме».
По его словам, в ближайшее время предстоит запланированная ранее поездка главы МЧС Сергея Шойгу в Сербию и Черногорию — на предмет помощи беженцам. Шойгу пояснил, что в первую очередь речь идет о палаточных городках, медикаментах и продуктах питания. «Вероятнее всего, надо разворачивать госпиталь», — сказал глава МЧС.
Факт этнических чисток в Косово признали и в руководстве Североатлантического альянса. В минувшую пятницу командующий силами НАТО в Юго-Восточной Европе американский адмирал Грегори Джонсон заявил: «То, что происходит, фактически можно назвать этническими чистками, и так продолжаться не может».
ЗАЯВКИ, ОДНАКО!
Наши родные, вновь назначенные чиновники усиленно начали готовиться к работе в новом правительстве. Как заявил Путин, это будет правительство персональной ответственности. Значит, надо заранее избавиться от тех задач, на которых можно погореть…
А что у нас самое страшное? Проблемы пенсионеров, проблемы образования и проблемы армии. Вот и начали чиновники готовиться к тому, чтобы перевесить эти проблемы на нас с вами…
Для начала нам предлагают самим увеличивать себе пенсию, добровольно отчисляя в ее накопительную часть 4% от зарплаты. Об этом заявил министр финансов Алексей Кудрин на заседании коллегий Минфина и МЭРТ 19 марта.
По словам министра, с выходом человека на пенсию государство прибавит к этим отчислениям еще 2% из государственного страхового фонда. Если человек уйдет на пенсию поздно, «он сможет капитализировать свою пенсию и получит увеличение на 65−70% процентов».
Может быть, это объясняется тем, что в конце декабря 2003 года представители Пенсионного фонда заметили: граждане не доверяют частным фондам, в которые им предлагается помещать накопительную часть пенсии. Только 240 тысяч человек из 41,5 миллиона, на которых распространяется пенсионная реформа, (т.е. чуть более 0.5%), определились с тем, какой управляющей компании доверить накопительную часть пенсии. Главной причиной такой недоверчивости чиновники полагают «предубеждение россиян против частного бизнеса». А может, дело в той кампании «Напиши то, не знаю что, и отвечай потом сам», которую ПФ проводил?
А еще 17 марта на съезде ректоров коммерческих вузов наиболее вероятный кандидат на пост первого замминистра образования и науки Владимир Филиппов заявил, что отныне коммерческие вузы станут получать деньги на обучение студентов-бюджетников.
Всего в России существует порядка 1200 вузов (не считая военных и медицинских), и около 600 из них имеют статус государственных. Около 1 миллиона студентов учатся в коммерческих вузах, и около 3 миллионов получают платное образование в государственных. Однако, хотя студентов, которые платят за обучение, год от года все больше, руководители коммерческих вузов не вполне довольны. Они требовали доступ к федеральному бюджету, аргументируя свою позицию конституционным правом граждан на бесплатное образование.
Филиппов сообщил собравшимся, что грань между частными и государственными вузами будет постепенно стираться и что поправки в Бюджетный кодекс по выделению денег на обучение студентов в частном вузе уже готовятся.
Что касается вопроса о том, где Минобразования возьмет деньги, то Филиппов пояснил, что будет сокращено количество бюджетных мест в федеральных вузах.
При этом замминистра пообещал, что ведущие вузы от этого не пострадают — они будут финансироваться отдельной бюджетной строкой, и их сокращение бюджетных мест не коснется. Надо понимать, что МОСКОВСКИЕ государственные вузы не пострадают, а коммерческие — заработают…
По сведениям газеты «Новые известия», на этом же совещании Филиппов, в частности, сказал: «Все выпускники школ будут обязаны до поступления в то или иное учебное заведение пройти начальную военную подготовку. Ориентировочно курс молодого бойца продлится шесть месяцев. После этого юноше предстоит выбрать: либо он отправится на службу в армию по контракту, либо еще полгода проведет в войсках»…
Это высказывание можно было бы принять за оговорку или личную точку зрения, если бы наутро, 18 марта, в редакцию не поступило сообщение Информационного центра Минобраза под заголовком «Учеба в ВУЗе перестанет быть убежищем от армии».
Комментарий самого Филиппова газете получить не удалось — он был недоступен, а вот член Комитета по обороне Госдумы Безбородов сообщил газете, что 25 марта нижняя палата российского парламента приступит к рассмотрению поправок к закону «О всеобщей воинской обязанности»: «Кабинетом министров разработана концепция, согласно которой к 2007 году мы должны набрать 143 тыс. контрактников. А посему с весны 2008-го срок службы с двух лет уменьшится до одного», — отметил депутат. По его мнению, возможно, именно это имел в виду Филиппов.
Тем временем, РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу Минобороны сообщает, что военное ведомство не собирается призывать под ружье всех выпускников школ: «Подобный вопрос, равно как и призыв студентов по достижении ими призывного возраста, вне зависимости от места обучения, в Министерстве обороны не рассматривается».
Д.Вадим





