Табу
Иногда от того, что сегодня выгодно, завтра впору будет плакать. Поэтому должны существовать священные запреты — табу. Памятник природы и есть табу.
Пять лет назад на основании распоряжения администрации Нижегородской области в Сарове был создан комплекс охраняемых природных территорий.
Работа над проектом началась еще в 1995 году, в отделе культуры администрации Города. Идею оформить и сохранять некоторые природные объекты, имеющие важное экологическое, культурное и культовое значение, активно поддержали горожане и городские общественные организации.
Так в марте 1999 года на территории ЗАТО города Саров возникли сразу 9 памятников природы областного значения:
Эрзянское священное урочище Кереметь,
Саровские Серебряные ключи,
Дальняя и ближняя пустынки,
Заливной луг,
Монастырский пруд Протяжка,
Монастырский пруд Варламовский,
Монастырский Шилокшанский прудок,
Монастырское урочище Филипповка,
Монастырское урочище Сысовский Кордон.
Бесспорно, нам есть чем гордиться. Но понимаем ли мы смысл словосочетания «памятник природы»?
В собеседники я пригласила Игоря Жидова, знакомого читателям «НГ№" своими интересными суждениями, которые не раз публиковались на страницах газеты.
— В дореволюционной России незаконная порубка леса была наиболее часто совершаемым преступлением. Догадайтесь, по какой причине в 19 веке при Саровской пустыни появился первый полицейский участок? Монахи были вынуждены просить государство защитить от уничтожения леса, окружавшие монастырь.
Со временем нарождаются новые и новые способы сохранять природу. Было принято много и очень правильных, и весьма спорных решений. Например, одно время в стране действовало министерство здравоохранения и экологии. Потом это ведомство трансформировалось в два разных учреждения. А сегодня в России работает министерство природопользования и экологии.
Что ждет нас впереди… Я не исключаю, что скоро мы будем ходить вдоль нашей речки и не будем иметь права подойти к воде, так как эта территория станет частным владением. Я был во Франции и помню, когда мы ехали по пригороду Парижа, я увидел, что к деревьям, растущим вдоль дороги, привязана полиэтиленовая ниточка. От дерева к дереву тянется голубая, голубая веревочка, потом узелочек, и далее — красная, красная… Через переводчика мне объяснили, что так обозначаются границы частных лесов. Причем за ограждение лучше не заходить, хозяин участка может вас убить, и суд оправдает владельца, защищавшего свою собственность.
Есть и другие способы сохранить природу. В России — это заповедники и заказники.
Нам досталось счастье жить рядом с заповедником. Когда в Город впервые приехали лесники и московские экологи, они были в восторге от состояния наших лесов и стали крайними противниками «открытия» Города.
Однако на Западе работает другая природоохранная система. У них нет заповедников, а есть национальные парки. Что это такое? Национальный парк — значит, государственный, но я как гражданин этого государства имею право находиться на его территории. А чтобы отдыхающие не уничтожили природу, в национальных парках проложены дороги (и сходить с них запрещается), оформлены места для стоянок, где предусмотрено все, вплоть до вязанки дров. Но при этом там огромные штрафы за малейшее нарушение.
Среди многообразных способов сберечь среду обитания появился «памятник природы». Как его понимать?
Памятник природы — это участок земли, который мы хотим сохранить, чтобы знать и помнить, как было…
Можно было завалить мусором заливной луг под монастырской стеной. Запросто. А потом на этом месте построить дома. Другое несчастье также реально угрожало лугу.
У некоторых товарищей была мечта организовать в Городе фермерское хозяйство… Ну, ты знаешь, что по Сарову ходят десятки священных коров, они дают экологически «чистое» молоко, после того как соберут объедки на свалке или пощиплют траву, растущую вдоль дорог… Так вот. Кое-кто, я не буду называть этих людей, требовал, чтобы городской совет выделил место под пастбище. А в Городе было только одно достойное во всех отношениях место: луг под монастырской стеной… Это означало, что он скоро исчезнет. На столь небольшом пятачке стадо коров очень быстро бы съело и вытоптало все растения и кустарники … Мы тогда чесали тыквы, думали, как спасти луг… Смогли убедить депутатов и активистов не совершать ошибку. И луг отдали Станции юных натуралистов. А юннаты выяснили, что на этом лугу растут растения, занесенные в Красную книгу!
Нам повезло. У нас хватило сил сохранить в центре Города такой лужок. Теперь он назван памятником природы…
Заливной луг останется навсегда. И люди смогут знать, как много лет назад выглядело место у подножья монастырской стены… И еще просто приятно, что в центре Города есть местечко, где поют соловьи, встречая лето за летом…
— Еще один дорогой мне уголок природы был назван памятником. Это Дальняя пустынка. В свое время «зеленые» не дали построить там коттеджи. А то был бы сейчас позор! Но, назвав Дальнюю пустынку памятником природы, мы не стали относиться к ней бережней. Она как большая рана. Воды в речке, которая дала имя Городу, нет. Родник не работает…
Вот появилась там часовенка… Я — человек верующий. Но что-то внутри меня вздрогнуло. Часовенка — не фальшивая ли нота в лесной мелодии? Может быть, мне медведь на ухо наступил… А в планах — построить муляж избушки батюшки Серафима… Уже перекинули через речку железный мостик. Нет там места железному мосту! Он должен быть деревянным. Пусть он разрушается каждую весну. И пусть его каждую весну ремонтируют. Мне кажется, что именно статус памятника природы должен остановить строительство экскурсионных объектов на Дальней пустынке. Ну, не хватает там еще контейнера для мусора и киоска, где будут торговать сувенирами!
Пустынка — место сакральное, тайное, вне человека. Прийти бы туда, побродить по тропиночке, домыслить, где избушка стояла… Но построили часовню — и нет больше таинственного леса. А вот памятник Серафиму Саровскому, хоть и стоит в лесу, не мешает. Загадка…
Я слушал лекцию английского епископа. Он говорил, что Серафим Саровский, кроме всего прочего, еще и символ бережного отношения к природе. И коль мы живем в Сарове, то должны внимательно прочитать наставления, которые оставил нам Серафим Саровский.
Человек живет мало. А следующее поколение, как правило, плохо помнит о том, как было прежде. Зачем знать, как было? Чтобы уберечь себя от худшего будущего. И памятник, как элемент культуры, сохраняет для нас информацию из прошлого. Я надеюсь, что люди правильно поймут, что такое памятник природы, и будут относиться к Дальней пустынке бережней…
Немного пофантазирую… Зовем мы на пустынку гидрологов. Они ставят диагноз: воду в речку вернуть можно, но надо засыпать песчаный карьер. Нам не к спеху. Пусть хоть лет через 20 водичка в реке появляется. Нам бы знать, что работаем в нужном направлении…
Есть в Городе и антипамятники природы. Например, Ключевая. Люди, решившие построить там гаражи, не смогли расшифровать значение названия. Они не поняли, что Ключевая — это место, где собирается вода и бьют ключи. Участок влажный, машины гниют. Представляешь, какой ущерб у автовладельцев? И ключи не сохранили… Жаль, не было такого понятия — памятники природы.
Подготовила Н. Якубова




