Конференция «Молодежь в науке»
23 ноября 2003 г.
Продолжаем рассказ о коференции. На тему профессионального образования, проблем управления и развития предприятий города рассуждают ответственные работники ВНИИЭФ.

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ГУСЕВ, начальник отдела кадров ВНИИЭФ:
— Нельзя не учитывать тот факт, что наиболее знающие люди пришли во ВНИИЭФ в 50-х, 60-х, 70-х годах и уже подходят к пенсионному возрасту. Мы должны достигнуть управляемости смены поколений: за 10 месяцев этого года ушло на пенсию более 500 человек, при наших двадцати двух тысячах это, казалось бы, не так уж много. Но в тоже время выясняется, что люди ушли, а восполнить их уход порой некем. Поэтому все направлено на то, чтобы достигнуть управляемости процессом смены поколений и, как следствие, планировать и готовить необходимый кадровый резерв.
В 90-е годы был провал в притоке молодых кадров и в то же время спад рождаемости. Поэтому, когда мы говорим, какие выпускники нам нужны: из МИФИ, МФТИ, СарФТИ — нужно отметить: когда в ближайшие годы дети 90-х годов рождения достигнут 17-летнего возраста, то абитуриентов во всех вузах будет меньше, чем бюджетных мест. Этот момент нами тоже должен быть учтен.
В то же время не так все мрачно, жизнь налаживается, рождаемость растет. Но лет десять нам все же потерпеть придется. И в этом смысле от новых кадров нам нужно ждать гораздо больше, нужно добиться: то, что раньше делали три инженера, научился делать один.
Приток молодых рабочих за последние годы был хорошим, за это — большое спасибо Саровскому политехникуму. Но нельзя не упомянуть такую проблему: политехникум влачит жалкое существование, финансирование его крайне низко, оборудование, в том числе станочное, ветшает. ВНИИЭФ старается помочь, в прошлом году силами УМиАТ были отремонтированы несколько мастерских. В этом году планируем отремонтировать часть станочного парка. Но много вложить мы не можем, т.к. делать это по Налоговому кодексу возможно только из прибыли, а достаточно большие средства мы тратим на образовательный процесс. РФЯЦ-ВНИИЭФ не может поднять зарплату персоналу, а из-за этой зарплаты в политехникуме почти не осталось мастеров производственного обучения. А если не будет мастеров, то не будет и образовательного процесса. Эта проблема простыми средствами не решается, тем не менее городской администрации совместно с ядерным центром нужно найти приемлемое решение и вместе с областным министерством по образованию изменить статус политехникума. Если не будет этого учреждения, у нас практически не будет пополнения молодыми квалифицированными рабочими.
Создана система непрерывной подготовки нашего персонала: в первую очередь, курсы повышения квалификации, вузы. В настоящее время на образовательную деятельность наш Институт тратит 13 млн. рублей.
В этом году мы приняли около 270 молодых специалистов, половина (139 человек) — выпускники СарФТИ. Этот институт продолжает играть заметную роль в формировании наших кадров. Но пришло время определиться, специалистов каких направлений он должен готовить сегодня. В Институте большой парк уникальных экспериментальных установок, требующих квалифицированного инженерного персонала. В этой связи, может быть, СарФТИ совместно с РФЯЦ-ВНИИЭФ следует уделять больше внимания подготовке специалистов этого направления. Выпускники СарФТИ должны уметь осуществлять автоматизированное управление экспериментом, обработку результатов эксперимента, обслуживание экспериментальных установок.
В городе есть образовательные учреждения и начального профессионального образования, и среднего, и высшего, но, на мой взгляд, единой системы нет. Системы, где осуществлялась бы сбалансированная политика: кого нам учить и в каком количестве. В результате порой к нам приходят работники без требуемой для нас квалификации или специализации. В Институте на местах рабочих более 200 человек с высшим образованием, значит, их специальность нами не востребована. Одно дело, когда на безработных тратятся средства бюджета города, другое — мы их трудоустраиваем, увеличиваются налоговые поступления в городской бюджет, становится жить лучше. На наш взгляд, ведущую, координирующую роль по созданию единой системы профессионального образования в Сарове должны взять на себя городские власти. Естественно, они могут привлекать всех работодателей города для создания сбалансированного плана — кого нам готовить в перспективе.
Город перенасыщен выпускниками ряда учебных заведений гуманитарных специальностей. Например, СГИ (при пятой школе). Какого бы качества юристов там ни готовили, но не нужны нам юристы в таком количестве. Нам нужны и юристы, и экономисты, и плановики, но в очень небольших масштабах. Система качества в первую очередь подразумевает, чтобы на каждом месте работал квалифицированный специалист соответствующего профиля — это залог качества и безопасности технологического процесса, при этом и изделия будут соответствующие.
Поэтому при распределении молодых специалистов и рабочих мы придерживаемся принципа — каждый работник должен работать на том рабочем месте, которое соответствует специальности или профессии, полученной в образовательном учреждении.

АВЕНИР ИВАНОВИЧ ФАДЕЕВ, заместитель директора ВНИИЭФ по кадрам и социальным вопросам,
ответил на вопрос о жилье для молодых специалистов:
— Институт строит ведомственное жилье на средства целевого финансирования, при этом примерно 70 процентов — по программе Минатома, и оно выделяется строго по дате прибытия во ВНИИЭФ. А дальше мы выстраиваем «цепочки» и в построенные квартиры заселяем семьи из общежитий квартирного типа, а в них — из обычных общежитий.
Таким образом, в 2002 году мы построили 100 квартир, из них 70 — семьям молодых специалистов и 30 — первоочередникам. Они нам освободили 100 квартир в общежитиях квартирного типа, но при этом 100 комнат в обычных общежитиях не освободилось из-за «смешанных» семей (когда один из супругов — горожанин),
Поэтому возникли трудности с заселением семей молодых специалистов в 2003 году. Порядка 15−20 семей в обычных общежитиях у нас живут раздельно: жена — с женщинами, а муж — с мужчинами. Тем не менее, по мере естественных передвижений (сотрудники покупают квартиры через кредиты, по ипотеке
В 1 квартале 2004 года мы построим 45−50 квартир и начнем проектирование общежития квартирного типа. Практика показала, что решение проблем жилья для молодых специалистов в ближайшие годы возможно через строительство общежитий квартирного типа. Это квартиры в жилых домах со статусом общежития,

ПЕТР ФЕДОРОВИЧ ШУЛЬЖЕНКО, заместитель директора ВНИИЭФ — директор программ неядерных вооружений:
— У нас самая главная проблема — проблема качества, причем качества в самом широком смысле: именно обучение людей работать на качество продукции. Неядерное оружие — товар. На специфичном рынке специфичный товар, но все-таки товар.
Применительно к неядерному оружию — в отличие от других организаций мы внедрили новые технологии, замкнутые. Денег было мало, но была и остается хорошая база: и кадры, и эксперименты, и расчеты. Мы, прежде всего, пошли на широкую роль эксперимента, получаем материалы для проведения расчетов и ведем зачетные испытания, подчиняемся государственным и международным стандартам. Результаты расчетов и экспериментов хорошо совпадают, не сразу это получалось, но сейчас мы такой технологией обладаем.
Проблемы у нас есть внутренние — то, что пока мы не сильно обращаем внимание на стоимостные показатели. Каким бы хорошим ни был товар, богатые все сразу делают сами. Им покупать за границей не требуется. Бедные страны дорогого не купят. Мы должны привыкнуть — мы можем продавать товар только бедным странам, ни США, ни страны НАТО у нас не купят. Правда, две партии одного изделия у нас купила одна из стран НАТО, но не совсем передовая, средненькая по богатству. Это первое, и пора привыкнуть, что этим нужно заниматься.
И, второе, мы должны понимать, что людей нужно воспитывать решать проблемы качества. Я, например, считаю: сразу после вуза менеджером не станешь. Моя позиция: «менеджер» должно быть второе образование. По-другому можно назвать: экономист, управленец, но не менеджер. И нельзя менеджера из одной области переводить в другую, разве что менеджера высшей квалификации.
Третье, к сожалению, у нас существуют четыре системы стандартов. Тяжело, если один и тот же человек с утра работает по одному стандарту, а после обеда — по другому.
Нужно приучить людей предъявлять рекламации на входном контроле, а то, например, у резисторов нижегородского предприятия процент брака от 14 до 60. Шестьдесят процентов брака, даже когда это копеечный резистор — много, мы ведь покупаем их тысячи, десятки тысяч. И этот резистор вставляется в неразборное изделие. А при браке все изделие нужно будет выбросить. Мы должны приучить своих коллег, что качество должно быть на каждом рабочем месте.
Нам нужно готовить специалистов в области качества, и готовить на курсах повышения квалификации, как второе высшее образование. Как готовить — нужно вместе обсудить.
Ольга Шумилина (ЦОИ ВНИИЭФ)




