Дополнительные возможности
Недавно избранный действительным членом Российской Академии Наук Радий Иванович Илькаев отвечает на вопросы корреспондента «НГ№".
— Что значит для Института избрание вас академиком?
— Избрание членом Академии Наук сотрудника ядерного центра — очень важное событие. Наши работы, как правило, закрытые, поэтому нам очень трудно убедить научное сообщество в том, что специалист достоин быть избранным. Для этого, как правило, нужно, чтобы многие люди знали о его конкретных работах, о его позиции по самым разным вопросам. Режим секретности, свойственный оборонной отрасли, серьезно этому препятствует. Вот почему любое избрание нашего сотрудника свидетельствует о том, что наука в ядерном центре развивается вполне успешно. Ведь если бы не было положительных научных результатов, хороших разработок — ни о каком избрании и речи бы не велось.
— Приведет ли ваш новый статус к расширению контактов Института с другими научными учреждениями?
— Конечно. Дело в том, что в нашем отделении ядерной физики существует весьма представительная группа — три академика (Ю.А.Трутнев,
— Кто из коллег был избран одновременно с вами?
— Российская Академия Наук состоит из нескольких отделений. Мы находимся в отделении физических наук. В его структуре две секции: первая — ядерной физики, вторая — общей физики и астрономии. В нашей секции 19 академиков, в том числе четыре новоизбранных: главный научный сотрудник отдела теоретической физики Института физики высоких энергий
— Были ли среди соискателей звания академика другие сотрудники ВНИИЭФ?
— Мы выдвигали кандидатуры по отделениям физических, математических наук, по отделению, связанному с энергетикой. К сожалению, пока нам не удалось провести членов-корреспондентов. Для того, чтобы быть избранным в Академию, нужно сделать очень много сообщений, докладов на конференциях, выпустить много статей. У наших специалистов это уже есть, но пока не хватает широкого общения с членами Академии. В будущем нам надо исправить этот недостаток.
— От чего зависят сроки избрания? Какие этапы ему предшествуют?
— Здесь все строго индивидуально. Играют роль и значимость работ, и наличие вакансий в Академии, и поддержка научной общественности. Весьма сложен и сам механизм выборов. Поясню на примере нашего Института. Сначала кандидатура выдвигается Научно-техническим советом, тайным голосованием. Затем составляется научная характеристика специалиста, и ее подписывают руководители (в моем случае это были академики
Раньше для сотрудников, которые занимались ядерными исследованиями, государство выделяло отдельные места в Академии. Сейчас они избираются на общих основаниях. Я был в общем списке, среди 20 кандидатов, которые претендовали на четыре вакансии.
— Что особенно запомнилось при обсуждении кандидатур?
— Запомнилась очень большая работа, которую проводил академик
Интересно также отметить, что многие специалисты других институтов очень высоко оценивали работу нашего ядерного центра. И это в ситуации, когда каждый стремится проголосовать за своих! Чрезвычайно теплые отзывы высказывал и президент Академии Наук. Это признание того, что Институт работает, и работает неплохо.
Материал подготовили А. Каминский и В. Сергеев




