Талант не пропьешь?
(письмо читателя)
Тема эта далеко не нова. Но я надеюсь, что все, кто ее обсуждают, или
пережили всё сами, или близко видели «предмет обсуждения» у других и могут судить обо всем по-своему, «со своей колокольни». Поэтому новизна этой темы долго не исчезнет.
И я — не фантазер. Пьяниц и алкоголиков я перевидал несметное количество с самого младенчества, поскольку родился в глухом селе Канавы под Пензой (не путать с Тарханами!) в послевоенном сорок шестом и убыл _ оттуда только в семнадцать лет. Надо ли приводить примеры деревенского алкоголизма? Может быть и не надо, если говорить о простом пьянстве. Но я хочу поразмышлять о чудовищном, с моей точки зрения, симбиозе таких явлений, как талант и алкоголизм. А в деревне, смею утверждать, талантливых пьяниц более чем где бы то ни было.
Я близко знал одного горемыку-пьяницу, потерявшего напрочь зрение при контузии в бою от взрыва немецкой бомбы в сорок втором. В промежутках между запоями он (слепой!) прекрасно подшивал валенки, готовил обеды, делал много чего по двору, прекрасно рассуждал (и как оратор, и как знаток) о разных проблемах весьма широкого спектра, начиная от строительства общественного туалета в селе, и кончая поездками разных лидеров за рубеж.
Я отлично помню другого алкоголика, имевшего счастье уцелеть в войну, замечательного плотника, столяра, сапожника, печника, кузнеца (а в селе эти умения ой-ой как ценятся) и пропивавшего все немалые подрядные выручки за два дня.
И тот, и другой умерли от пьянства, не прожив и шестидесяти лет. Эти примеры — совсем не литературный вымысел, а голые факты. Факты моего детства.
Первый персонаж — мой дядя, точнее, муж тети, но я любил его, как отца, и был его поводырем с двух лет. Второй персонаж считался моим отчимом с восьми лет, и я был у него подмастерьем. Звали этих русских мужиков с золотыми руками Гаврила Егорович и Герасим Данилович…
Их алкоголизм можно как-то объяснить и даже оправдать (хотя бы в чьих-то внимательных глазах). Но я абсолютно не могу понять, как в городе, в наше время, становятся алкоголиками гении, или просто талантливые люди, у которых всё есть, всё на месте. Конечно, многим «всегда чего-то не хватает», большого или малого, но зачем же дурманить себя из-за каждого жизненного ухаба? Ну, пусть всё же что-то случилось, «запил», стал желать еще и еще. И продолжаешь пить, хотя беда уже позади. (А часто «употребляют» и безо всяких несчастий, на одних, так сказать, радостях). Но если ты действительно умен, тем более гений (пусть и в какой-то одной области), как же ты не можешь понять, осознать и преодолеть эту свою новую беду, свою болезнь? Нет силы воли? А на что сила ума? На что твой Мозг? Мозг «гомо сапиенса»?
Назвать таких людей, раз они не могут справиться со своим несчастьем, вовсе не умными, нельзя. Нельзя потому, что ценят и уважают, прежде всего, их ум, талант, редкие способности. И их терпят, уговаривают, прощают, иногда — используют. А надо бы просто скрутить и силой сунуть их на месяц туда, где из них могут выбить всю «дурь» (не палкой, разумеется). Беспомощными и смехотворными выглядят попытки рьяных приверженцев «зеленого змия» обосновать свой отказ от лечения тем, что они могут лишиться «одной из немногих радостей жизни». Тем, что они будто бы, «могут всегда, когда надо, и не пить». Тем, что юбилеи, праздники, дружеские встречи «без этого пусты». Абсурдность таких аргументов не нужно и доказывать. Ясно, что эти аргументы — просто жалкие оправдания пагубной страсти.
Достоин бесконечного уважения тот, кто вовремя понял, что его незаурядный ум это его капитал, огромный капитал, который от каждой выпитой рюмки катастрофически скудеет. Понял, что его талант — этот редкий божий дар — надо беречь и разумно использовать, если не в своих личных целях, так в интересах своих близких, которые очень хотят видеть рядом с собой Человека (с большой буквы).
Можно пропить зарплату и существовать на одной «сарове». Можно пропить хорошую работу и достигать творческих вершин в сторожах. Можно пропить квартиру и обретаться в теплом подвале. Талант пропить сложнее. Но его легко утопить в «горькой». Или закопать. В могилу.
Н.А.




