Жизнь — не бразильский сериал
«Врачи роддома за свою жизнь видят появление на свет младенца тысячу раз.
И всегда для нас это чудо. Я летаю, когда прикасаюсь к тайне рождения».
Гость редакции «НГ№" - заведующая роддомом ЦМСЧ-50 Виктория Викторовна Федорова:
— Последнее время роженицы поступают к нам не в лучшем состоянии: трясутся, глаза круглые — начитались местных газет… Это осложняет роды, ставит под угрозу здоровье и самих женщин, и их детей… Я бы хотела успокоить наших женщин, но до конца не определила, что следует сказать в такой ситуации…
— Прежде всего, расскажите, что Вас, как врача-акушера, сегодня беспокоит больше всего?
— Диспансеризация показала, что 80% детей нездоровы. Каким будет следующее поколение? Здоровым?
Почему мы равнодушно смотрим на девочек, затягивающихся сигареткой? Почему проходим мимо, когда на лестнице в подъезде видим подростка со шприцем в руках? А как большинство учеников относится к урокам физкультуры? Подобных вопросов много.
В роддоме не выдают здоровых или нездоровых малышей — мамы «приносят» нам своих детей. Мы всем стараемся помочь, но не все врач может исправить. Как, например, убедить курящих беременных женщин расстаться с вредной привычкой? Я не знаю… Я не верю, что стресс можно снять только сигареткой. Да и мода на курево вроде бы уже прошла.
Недавно у нас рожала курящая женщина. И мы были вынуждены положить ее в отдельную палату, потому что без сигареты она погибает. Мама курила там, возле своего новорожденного ребенка. А что делать? Знаете, какие случаи бывают? Женщина после операции, зрачки расширены, просто огромные. Надо ввести обезболивающее. Сделали промедол. Никакого эффекта. Укололи второй раз. Не реагирует. Ее спрашивают: «Ты не колешься? Почему наркотик не действует?». А она говорит: «Покурить хочу, умираю…». Смена оказалась некурящей, поэтому пришлось порыться в банке с окурками. Нашли бычок поприличней. Она его закурила, сделала три затяжки, зрачки сузились. А как-то бегали ночью в семиэтажку. В хирургии мужчин подняли — для роженицы сигареты стреляли…
Кажется, забавные истории, да и только. А на самом деле — трагедия. Беременность и роды у тех, кто вовремя не избавился от никотиновой зависимости, осложнены, часто серьезно. И не все лекарства курящей можно назначить. К тому же, если будущая мама курит, велика вероятность преждевременных родов, число которых и без того с каждым годом увеличивается.
В этом году 63 ребенка родились недоношенными. Шестьдесят двух выходили, одного малыша потеряли. Также было пять выкидышей на 31−32 неделе беременности. Двух удалось выходить до уровня новорожденных, жизнь одного малыша до сих пор поддерживается с помощью аппаратов. Выхаживать таких детей в условиях обыкновенного роддома, а не соответствующе оснащенного перинатального1 центра, — невероятный труд. И еще страшно, что никто не знает, какая судьба ждет таких детей. Возможно, что впоследствии у кого-то из них обнаружатся осложнения, тяжелые заболевания, так как эти дети родились незрелыми, неприспособленными.
— Кроме привычки к сигарете, что еще может стать причиной преждевременных родов?
— Здоровье мамы.
Возросло число женщин с нарушенным жировым обменом. Если раньше их было 4−8 в год, то в 2002 году к нам пришли 43 роженицы, больные ожирением. В прошлом году поступили две беременные, страдающие сахарным диабетом. Женщин, больных пиелонефритом2, рожало мало, но в Центре здоровья женщины, где наблюдаются будущие мамы, зафиксировано 95 человек с таким диагнозом. Варикозная болезнь, вегето-сосудистая дистония3, остеохондроз4, гипертония, инфекции мочеполовой системы (хламидиоз, уроплазмоз, лейкоплазмоз) — все эти заболевания увеличивают риск преждевременных родов. И еще аборты в анамнезе. Их столько…
Преждевременные роды может вызвать и стресс. Например, сегодня многие девочки меняют фамилию после 30 недель беременности (об этом говорят соответствующие исправления в медицинских документах). Не думаю, что женщина спокойна, когда отношения с отцом ее ребенка официально не оформлены. А как в таком случае семья и окружающие относятся к беременности девочки? К тому же, зачастую у молодой мамы еще нет ни профессии, ни работы… Жизнь — это не бразильский сериал.
— За последние год-два с какими патологиями чаще всего встречались врачи роддома?
— Поскольку появилась возможность в большинстве случаев вовремя диагностировать грубую патологию плода и, соответственно, прервать беременность, сегодня детей с множественными уродствами, синдромом Дауна рождается меньше. Но бывают несовместимые с жизнью дефекты, которые можно обнаружить только после того, как ребенок появился на свет.
В прошлом году мы потеряли 7 детей. Четверо из них умерли, находясь в утробе матери. Причиной смерти в одном случае стали аномалии плода, в другом — плацентарная недостаточность5, в третьем и четвертом — врожденный гепатит. Еще двое детей погибли в первые часы жизни. Один ребенок был травмирован при наложении щипцов6. К сожалению, в данной ситуации такой исход возможен. У другого новорожденного после смерти обнаружили дефект: дырочку в межпредсердной перегородке диаметром 0,8 миллиметра. Однако причиной смерти стала асфиксия (удушье). Ребенок рано, в последние секунды, перед тем как появиться на свет, совершил дыхательное движение и захлебнулся околоплодными водами. Если бы у него не было порока сердца, то, скорее всего, новорожденного удалось бы реанимировать.
Еще один новорожденный умер от пневмонии, которая развилась из-за мекониальной аспирации (в процессе родов ребенок вдохнул меконий7). Мало того, что диагноз «мекониальная аспирация» поставить очень сложно, потому что меконий быстро всасывается в легочную ткань, так его еще из легких никак не вымоешь. В результате — пневмония… В 2001 году мы выходили ребенка с подобным диагнозом, а в 2002 году потеряли… Не всегда нам удается справиться…
Помню, в начале 90-х годов в Сарове сильно возросла перинатальная смертность. Мы не могли понять, что происходит. Ведь мы же не стали работать с меньшим усердием…
Когда отчитывались, дали все данные, ничего не скрыли. Тут же из Москвы приехала комиссия. Проверяющие изучили причины смерти новорожденных и… покрутила пальцем у виска. «Вы чего? — Сказали они. — Мы такое и не показываем». Хорошо, один раз что-то не показали, второй раз отчитались по своему усмотрению… Но когда-то же гнойник все равно вскроется! Поэтому проверяющим мы ответили: «Если бы и вы давали все данные, не задумываясь о том, как будете выглядеть, может быть, у нас медицина финансировалась бы не по остаточному принципу, и проблемы бы решались с меньшими потерями и затратами».
Если бы, например, учитывалось число выкидышей и рожденных с уродствами детей у тех, кто работал во время беременности за компьютером, то декретный отпуск, возможно, стали бы предоставлять не на 30 неделе беременности, а гораздо раньше, когда происходит формирование плода.
А как объяснить волну выкидышей? Случается, идут к нам одна за другой женщины с выкидышем или неразвивающимся плодом. Чего им всем вдруг стало не хватать? Ну, хорошо, одна маляром работает. А вторая-то дома сидит. Экологический фон, говорят, в норме… Статистика и исследование этого явления не ведутся. Поэтому мы можем только предполагать причины, но не решать проблему.
Но то, что в наших силах, мы делаем. Благодаря принятым профилактическим мерам снижается родовой травматизм. Здесь хотелось бы уточнить. Диагноз «родовая травма» — не означает, что врач или акушерка ребеночка на пол уронили или задушили его по неосторожности. Я даже представить не могу, как такое может случиться! Я семнадцать лет работаю в нашем роддоме, ни разу ничего подобного не было. А дело вот в чем. Для крупных или с недостатком массы детей роды сами по себе становятся травмой.
— Что может сделать мама для того, чтобы выносить и родить здорового ребенка?
— Беременность должна быть не случайной, а плановой. К беременности надо готовиться загодя. И девочки, и мальчики должны знать и помнить, что от того, как они ведут себя сегодня, зависит здоровье их будущих детей.
Девочки и мальчики, научитесь ценить литературные моменты в любви: взгляды, пожатие рук! Не стремитесь к ранним половым связям! И со здоровым-то ребенком много проблем. А нездоровый ребенок — несчастье, жизнь без радости.
Семья должна быть готова к появлению ребенка и финансово. Медикаменты очень дорогие. Некоторыми препаратами больница в состоянии обеспечить одного человека из десяти. Остальным девятерым предлагают купить лекарство в аптеке. Потом, беременная должна хорошо питаться. Недавно был случай. Звонит мне муж женщины, лежащей в нашем роддоме в отделении патологии. Жалуется: у его жены соседка по палате утащила «передачку». А я знаю, что этой беременной девочке, укравшей яблоко, ничего из дома не приносят. А ведь хочется беременной поесть, вот и утащила. Как тут быть? Ругать ее?
А есть женщины, которые просто не считают нужным правильно питаться во время беременности. Моя кошка не пьет молоко, не ест сыр, творог. Уважает лишь рыбу, она от нее дуреет. Но когда кормила котят, она от рыбы отказывалась, иначе молоко пахло бы, что могло котятам не понравиться. Животное, заботясь о потомстве, ело то, что надо малышам! Тем более, беременная женщина должна есть, то, что нужно для здоровья будущего ребенка. Она должна забыть слова «хочу, не хочу». Ведь ты не просто кенгуру! В тебе человек, который пока не может постоять за себя. Ты должна защищать его уже сегодня, а не потом, когда дитя родится.
Многие наши беременные женщины не умеют рожать, что также плохо сказывается на здоровье их детей. Этот пробел можно восполнить, посещая лекции в Центре здоровья женщины, читая соответствующую познавательную литературу.
На здоровье будущего малыша влияет и обстановка в семье. Беременные часто жалуются на недостаток внимания со стороны медперсонала. И по моим наблюдениям, такие чувства возникают у женщин, которым не хватает тепла дома. Наши девочки обделены вниманием. Я вижу это! Я всегда говорю мужчинам, когда они приходят навещать своих жен: «Пишите жене записку». А они: «Мобильник передать можно?». Написать доброе, ласковое слово жене мало кто из них может. Зачем ей мобильник? По телефону поболтали и забыли, о чем. А записку-то можно две тысячи раз прочитать, под подушку положить, рожать с ней в кулаке пойти…
Мы за наших женщин переживаем — мы работаем.
Некоторые роженицы говорят: «Ой, на меня кричали в роддоме». А почему? Потому что хочется? Кто из врачей просто так заходил в родовую и начинал кричать? Мы кричим, когда выходим из себя. Бывают моменты, когда врач знает, что вот уже сейчас родится ребенок, начинается последняя потуга, от которой зависит здоровье, жизнь малыша, а мама, вместо того, чтобы тужиться, говорит: «Не могу больше!». Ты же пришла рожать! У тебя должно быть одно единственной желание — родить! И если я слышу, что доктор крикнул на роженицу: «Да тужься, дура! О чем ты думаешь?» — я понимаю, что это произошло оттого, что он не равнодушен, у него сердце болит. Когда у твоей пациентки начинаются роды, ты психологически так настраиваешься, что тебе больно так же, как и ей, ты готов за нее тужиться. Практически все медики, работающие в роддоме, страдают заболеваниями, возникающими в результате постоянного напряжения, потому, что они тужатся, рожают вместе со своими пациентками…
Как-то я принимала очень тяжелые роды. После смены пришла домой, легла на диван и в течение полутора суток не могла подняться — роженица всю душу из меня вытряхнула.
Может быть, это признак непрофессионализма… Может быть, надо уметь брать себя в руки, не давать волю эмоциям…
— Работа у врача тяжелая, требующая колоссального нервного напряжения, огромных душевных сил. Бывает ли так, что вместе с усталостью на смену состраданию приходит равнодушие?
— Представьте, родился ребенок, маме положили его на грудь, и она говорит: «Дорогой, как я тебя ждала». Я уже семнадцать лет работаю в роддоме, а мне в такие моменты плакать хочется. Я, чтобы увидеть это, пережить такое, выложусь на двести процентов.
Врачи роддома за свою жизнь видят появление на свет младенца тысячу раз. И всегда для нас это чудо. Я летаю, когда прикасаюсь к тайне рождения. Ни один врач не может желать больному зла, быть равнодушным к нему. Это дико. Тем более, речь идет о самом святом — о беременных женщинах, о детях.
А люди судить любят… Врач с тридцатилетним стажем звонит мне домой и говорит: «Приезжай, посмотри, я боюсь». До какого состояния ее довели?! Я спрашиваю: «Что случилось?». А она отвечает: «Давай лучше вдвоем роды примем…» По той же причине доктор, в чью смену умер ребенок после наложения щипцов, просил меня провести эту процедуру, когда возникла такая необходимость в следующий раз. Я ему тогда сказала: «Иди и делай все, что требуется. В результате этой операции в 5−6% случаев возможны подобные осложнения. И от них никто не застрахован. Ты не Бог и не супергерой, а врач. Иди и работай».
Я считаю, что медперсонал можно наказывать только за халатность. Схалтурил — наказать. А если из кожи лез, чтобы помочь, но… Не всегда получается так, как нам хотелось бы.
После потери новорожденного наши доктора из-за нервного потрясения до месяца ходят с расширенными зрачками, в себя прийти не могут.
Животное ребенка не обидит. Человек, какой бы он ни был… Одна женщина своему мужу, который из тюрьмы не вылезал, родила ребенка. Так он, как узнал, что стал отцом, целый день плакал. Хромой, таскался в роддом с «передачками». Кружил под окнами. Он готов был выполнить любую просьбу жены. Потому что она ему, в его сорок лет, подарила ребенка.
— Я не раз слышала, как рожавшие женщины рассказывают: «Привезли меня в роддом вечером, сделали промедол и схватки прекратились. Врачи такие-сякие, не хотели работать, решили меня следующей смене оставить». Прокомментируйте, пожалуйста.
— Страшно. Кто-то скажет что-нибудь подобное. Потом еще об этом в газете напишут. А после в роддом поступают женщины, которые от страха родить, как следует, не могут. Приходится колоть наркотики, чтобы затуманить мозги, снять тормоз.
Многие считают, что промедол врачи назначают роженицам для того, чтобы женщины смене спать не мешали. Возьмите энциклопедию, прочитайте. Промедол — препарат, усиливающий родовую деятельность. Но промедол также анальгетик. Боль проходит, а девочки расценивают это, как прекращение родовой деятельности.
Остановить роды, если они начались, нельзя, иначе бы не рожали недоношенных.
Сейчас и книги хорошие есть, и лекции в Центре здоровья проводятся. Что ли мимо все пролетает? Я, врач, и то, когда ребенка носила, книжки о беременности и родах, медицинские справочники читала.
Каждой женщине надо понять, что она становится матерью уже тогда, когда планирует родить ребенка. Все остальное для нее должно стать вторичным. Единственное предназначение человека — произвести потомство. Для этого мы появляемся на свет. А остальное — по совместительству. Поэтому, рожаешь — работай. А врачи лишь помогают. Роды — это не болезнь. Доктор за женщину родить не может. Он может только щипцами ребенка потянуть или надавить сверху, для чего использует бинт Вербова. Бинт Вербова — это широкая стеганая повязка, которая, в случае слабой родовой деятельности у роженицы накладывается ей на живот, а концы повязки накручиваются на винты с двух сторон. Как бинт Вербова часто применяют простынь, к тому же она мягче. И, пользуясь случаем, хочу сказать, что бинтом Вербова ни раздавить, ни задушить ребенка, ни кости ему сломать невозможно.
— Есть ли в роддоме ставка психолога? Оказывается ли профессиональная психологическая помощь женщине, потерявшей ребенка?
— Психолог работает в Центре здоровья женщины. Он занимается с беременными, психологически готовит их к родам.
В роддоме же такой ставки нет.
Человек должен быть соответствующе настроен, чтобы в критической ситуации прибегнуть к помощи профессионала. В нашем же обществе пока не принято обращаться за поддержкой к психологу. Мое личное мнение, в случае неудачных родов женщине лучше всего поговорить не с незнакомым человеком, а с родственниками, искать сострадание и понимание у близких.
— И последний вопрос из тех, что чаще всего задают нам читательницы. Те, у кого роды были тяжелыми, нередко уверены в том, что если бы врачи сделали им кесарево сечение, то отрицательных последствий удалось бы избежать. Они отмечают, что доктора нашего роддома с неохотой идут на эту операцию.
— Оперировать мне час, а роды вести несколько часов. Что проще?
Кесарево сечение делают не по желанию врача или пациента, а по показаниям, когда очевидна угроза жизни матери или ребенка, когда в сложившейся ситуации ничего больше сделать нельзя.
Сегодня встречаются врачи, которые считают, что можно делать кесарево сечение по желанию женщины. Мы на такое не пойдем. Это увлечение, мода.
Во-первых, есть вероятность, что после операции женщина не сможет выносить еще одного ребенка.
Во-вторых, те, кто не смог родить самостоятельно, знают, что на всю жизнь остается чувство неудовлетворенности. Я сама прошла через кесарево сечение. Мои коллеги были правы, но, думаю, что если бы я рожала сама, то не уехала бы в ординатуру, когда моему ребенку было всего 10 дней. Я матерью стала только после того, как начала заниматься ребенком.
Женщина по возможности должна родить сама, ощутить боль, почувствовать, как ребенок проходит через родовой канал. Я не монстр. Я считаю, что раз устроено так, значит, это необходимо. Просто женщине надо подготовиться, не бояться, настроиться на ребенка: «У меня начались схватки — это хорошо. Они усиливаются, ровные, значит, моему ребенку будет легко пройти через родовые пути. Я должна правильно дышать, расслабиться. Я должна сделать все для своего ребенка». А большинство женщин приходят рожать: «Мне больно!» — Не о том девочка думает.
Мы назначаем обезболивающие, вмешиваемся, когда есть проблемы. Когда же все в порядке, мы только чуть-чуть помогаем ребеночку. Еще раз повторю, беременность и роды — это не болезнь. Другое дело, вы сами не совсем здоровы, не готовы к родам.
Перед тем, как забеременеть, надо подумать о своем здоровье, о здоровье своего избранника, вспомнить, какие патологии были в роду, чтобы знать, чего ждать. Читайте книги, задавай побольше вопросов врачам. Если женщина в родах со мной говорит, спрашивает, я всегда ей отвечаю, все объясняю. А если кричат: «Уйди! Не лезь ко мне!», — Я, конечно, сделаю свою работу, но разговаривать не буду. Что скажешь, когда роженица кусает тебя, щиплет?
— ?!
— Да, и такое бывает…
Не знаю, как донести до женщин, что за их здоровье и здоровье их детей отвечают не только медики, но и они сами. Наши врачи делают все возможное, чтобы помочь своим пациенткам. К сожалению, медицина пока не достигла уровня, когда можно было бы спасти абсолютно всех…
Публикацию подготовила Н. Якубова
P.S. Вопрос, волнующий Вас, не прозвучал в этом материале? Может быть, Вы хотите узнать о работе других отделений ЦМСЧ-50? Напишите или позвоните в редакцию «НГ№".
----------------
1. Перинатальный период — период с 28 недели внутриутробного развития плода по 7 сутки жизни новорожденного ребенка.
2. Пиелонефрит — воспалительное заболевание почек.
3. Вегето-сосудистая дистония — расстройства нейроэндокринной регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы. Развитию дистонии могут способствовать нервно-психическое истощение в результате острых и хронических инфекционных заболеваний и интоксикаций, недосыпания, переутомления, при неправильном режиме питания, половой жизни, физической активности

