Да топите их на хер, чего стесняться?
===============
Атаки на танкеры российского теневого флота — начало крейсерской войны. Часть 1. Черное море
Украинские беспилотники атаковали российской судно Midvolga 2, шедшее с грузом подсолнечного масла в Грузию. Удар был нанесен в юго-восточной части Черного моря, примерно в 80 км от турецкого побережья. Удар пришелся по надстройкам, угрозы затопления судна нет. Это уже третий грузовой корабль, перевозящий российские грузы, атакованный в Черном море за последние пять дней.
28 ноября СБУ и ВМФ Украины нанесли удар модернизированными морскими дронами Sea Baby по двум танкерам российского теневого флота — 274-метровый Kairos и 250-метровый Virat были атакованы в 40 км от побережья турецкой провинции Коджаэли. На Kairos возникло возгорание. Утром 29 ноября 2025 года танкер Virat вновь был атакован морскими дронами, судно по заявлению турецких властей, получило «незначительные повреждения правого борта».
Kairos и Virat шли в Россию пустыми под флагом Гамбии. Они ранее были исключены из судового реестра страны за мошенничество с сертификатами. Фактически эти два танкера принадлежат российскому теневому флоту. Танкер Virat находится под санкциями ЕС, Канады, Великобритании, Швейцарии и США, Kairos — ЕС, Великобритании и Швейцарии.
Удар украинских безэкипажных катеров (БЭК) по Kairos и Virat так впечатлил наблюдателей, что при появлении сообщения о терпящем бедствии танкере Mersin у берегов Сенегала, издания Istanbul Haber и HaberDenizde и тут увидели украинский след. Но пока подтверждений этому нет. Сообщалось о четырех взрывах, которые вызвали сильную течь в машинном отделении. По сообщениям Reuters авария на танкере Mersin произошла в ночь с 27 на 28 ноября. NOELreports в своем аккаунте X сообщил, что танкер Mersin под панамским флагом часто заходил в российские порты Тамань и Новороссийск за нефтью. Согласно данным Лондонской фондовой биржи, судно Mersin принадлежит турецкой компании Mersin Shipping Inc. и управляется компанией Besiktas Shipping (той же, что атакованные танкеры в Черном море).
Южная и восточная части Черного моря до атак на танкеры были относительно спокойной зоной (чем пользовалась Россия, пряча свой военный флот в этой части акватории). Залогом безопасности была позиция Турции, которая договорилась с Украиной и Россией об отказе обеих сторон от морских операций в этом районе. Но 17 ноября ВС РФ нанесли ракетный удар по порту в Измаиле, где был сильно поврежден турецкий танкер-газовоз Orinda. Танкер находился в Украинском морском коридоре и его местоположение было известно российской стороне. Эта атака была воспринята Турцией как намеренная, после нее Эрдоган, по сообщениям от наших украинских источников, дал негласное разрешение на атаки российских кораблей в юго-восточной части Черного моря.
Публично Турция осуждает происходящее, причем Эрдоган говорит о недопустимости действий обеих сторон. Непублично — дает понять Москве, что тоже может разговаривать с позиции силы, причем никак не задействуя для этого свои ВМС.
Крейсерская война, то есть, война на морских коммуникациях, в Черном море будет продолжаться до тех пор, пока Турция не откажется от своего молчаливого разрешения на нее. С крейсерской войной в Атлантике и других океанах все куда запутаннее.
@Volyamedia
================
Атаки на танкеры российского теневого флота — начало крейсерской войны. Часть 2. Охота в океанах и ее цели
Украина с 2024 года собирала подробную информацию о российском теневом флоте — судах под флагами третьих стран, возящих в Россию и из России нефть, нефтепродукты, военные грузы и грузы двойного назначения.
К лету 2025 года в таких перевозках, по данным морской брокерской компании BRS, было занято до 1140 судов под флагами разных стран. В теневых торговых операциях России участвует 18,2% всего мирового танкерного флота, свидетельствует отчет BRS.
Украинские военные, проведя большую работу, имеют четкие представления о том, какие корабли стали частью теневого флота РФ, откуда и куда они возят грузы, какими морскими путями пользуются.
23 декабря 2024 года в Средиземном море между Испанией и Алжиром было потоплено российское судно URSA MAJOR («Большая Медведица»), принадлежавшее ООО «Оборонлогистика». «Медведица» возила грузы военного и двойного назначения, за что и отправилась на дно. Мы подробно разбирали тот эпизод сразу после случившегося.
Эта атака могла стать первой в большой крейсерской войне, но Украине требовалось согласие или, как в случае с Турцией, молчаливое одобрение со стороны союзников. Без него действовать в нейтральных водах было бы невозможно. Но в США менялась администрация и только ставший президентом Дональд Трамп говорил о мирном урегулировании. В тех условиях обсуждение крейсерской войны с США было невозможным, как и согласие на нее со стороны европейских стран. Это привело бы к ухудшению отношений с США и Трампом.
Прошел почти год, за который Украина усовершенствовала средства поражения для действий на море и тактику их применения. Россия же начала использовать танкеры теневого флота для провокаций в Европе, запуская с них дроны по европейским городам, аэропортам и портам.
«Россияне уверены, что они мастера в гибридной войне, что они ее придумали. Им можно показать, что они не единственные. Европа и НАТО пока не могут ответить на провокации России в небе над ЕС напрямую, но могут ответить гибридно и на море, далеко от Европы. Украина, как хороший союзник, может сделать это так, чтобы никого ни в чем нельзя было обвинить доказательно. С кораблями в море случается разное», — говорит один из наших собеседников, работающий в европейских структурах НАТО.
Его слова можно трактовать как потенциальную готовность стран-союзников Украины дать то самое негласное разрешение на охоту за кораблями теневого флота РФ. Главное в такой гибридной крейсерской войне — не допустить большой экологической катастрофы и не попасться флотам тех стран, в чьих водах будут проводиться атаки.
Технически крейсерская война на всех морях и океанах — возможна. Танкеры и грузовые суда ходят известными маршрутами, достаточно знать, кто является целью и когда он будет проходить стандартным морским путем. Носителями безэкипажных катеров, управляемых торпед и воздушных дронов сегодня могут быть любые суда почти любого размера. Причем для достижения нужного результата вовсе не обязательно топить корабли теневого флота. Достаточно нанести им серьезные повреждения и напугать команду и владельцев судна.
Такая крейсерская война быстро приведет к кратному удорожанию любых перевозок для России. Одни судовладельцы, оценив риски, будут требовать больше денег, другие просто откажутся от сотрудничества. В результате объемы российских серых перевозок сократятся, а их стоимость вырастет.
Если европейцы молча кивнут Украине, то мы с вами уже в декабре будем наблюдать за загадочными инцидентами с танкерами в самых разных частях мирового океана.
@Volyamedia