TheGuardian_Autoritatianism.png
Администрация Трампа скатывается к авторитаризму
От СМИ до культуры и искусства, до отказа выполнять судебные постановления, мы приближаемся к «Defcon 1 для нашей демократии», говорят эксперты
Войдя в великолепный большой зал Министерства юстиции США, Дональд Трамп на мгновение остановился, чтобы полюбоваться своим портретом, а затем поднялся на специально построенную сцену, где две статуи в стиле ар-деко, изображающие Дух правосудия и Величие правосудия, были тщательно скрыты за синим бархатным занавесом.
Президент, который с прошлого года также является осужденным преступником, начал выражать недовольство, ругаться и обвинять новостные СМИ в совершении «совершенно незаконных» действий, не приводя никаких доказательств. «Я просто надеюсь, что вы все сможете это заметить», — сказал он сотрудникам Министерства юстиции, — «но это совершенно незаконно».
Нарушение Трампом традиционной независимости Министерства юстиции на прошлой неделе не было ни шокирующим, ни удивительным. Его речь быстро исчезла из быстрого и яростного новостного цикла. Но будущие историки могут считать ее важной вехой на пути, ведущем старейшую в мире непрерывную демократию к некогда немыслимому месту назначения.
Опустошение федерального правительства и подчинение Конгресса; игнорирование судебных постановлений и делегитимация судей; депортация иммигрантов и арест протестующих без надлежащей правовой процедуры; ограничение свободы слова в университетах и культурных учреждениях; запугивание новостных агентств с помощью принципа «разделяй и властвуй». Добавьте сюда правую медиа-экосистему, заранее производящую согласие и подчинение, а также слабую и разобщенную оппозицию, оказывающую слабое сопротивление. Соедините все точки, говорят критики, и Америка скатывается к авторитаризму.
«Здесь мигают красные огни», — Тара Сетмайер, бывший директор по связям с общественностью Республиканской партии, ставшая критиком Трампа. — «Мы приближаемся к Defcon 1 для нашей демократии, и многие люди в СМИ и лидеры оппозиции, похоже, не доносят это до американского народа. Это самая большая опасность того момента, в котором мы сейчас находимся: его нормализация».
Многое было сказано и написано журналистами и демократами во время прошлогодней предвыборной кампании, в которых утверждалось, что Трамп, спровоцировавший переворот против правительства США 6 января 2021 года, может поставить под угрозу 240-летний эксперимент Америки с демократией, если вернется к власти. В телевизионном интервью он обещал быть «диктатором», но только в «первый день». Шестьдесят дней спустя единственный вопрос заключается в том, зашли ли предупреждения достаточно далеко.
45-й и 47-й президент не терял времени, приступив к согласованным усилиям по консолидации исполнительной власти, подрыву системы сдержек и противовесов и оспариванию устоявшихся правовых и институциональных норм. И он не скрывает своих амбиций диктатора.
78-летний Трамп заявил: «Мы — федеральный закон» и опубликовал в социальных сетях изображение себя в короне со словами «Да здравствует король». Он также подражал Наполеону, говоря: «Тот, кто спасает свою страну, не нарушает никаких законов». А Джей Ди Вэнс заявил, что «судьям не позволено контролировать законную власть исполнительной власти».
Трамп быстро помиловал тех, кто атаковал Капитолий США 6 января, назначил своих лоялистов на ключевые должности в ФБР и армии и очистил министерство юстиции, которое также понесло отставки в ответ на снятие обвинений в коррупции с мэра Нью-Йорка Эрика Адамса после его сотрудничества по жестким иммиграционным мерам.
Теперь президент нацелился на суды. На прошлых выходных Белый дом проигнорировал устное распоряжение судьи, запрещающее ему ссылаться на Закон об иностранных врагах, закон 1798 года, предназначенный только для использования в военное время, чтобы оправдать депортацию 250 предполагаемых членов венесуэльской банды в Сальвадор, где они будут содержаться в мегатюрьме на 40 000 человек.
Трамп обвинил Джеймса Боасберга, главного окружного судью в Вашингтоне, который вынес решение, в «мошенничестве», сказал, что его следует «объявить импичмент», и назвал его «радикальным левым сумасшедшим судьей». Вспышка побудила Джона Робертса, главного судью Верховного суда, высказать президенту редкий упрек, подчеркнув, что «импичмент не является подходящим ответом на разногласия относительно судебного решения».
В интервью консервативному каналу Fox News Трамп отрицал, что нарушал постановление суда, и сказал, что в будущем он этого делать не будет. Но он зловеще добавил: «У нас очень плохие судьи, и это те судьи, которых нельзя допускать. Я думаю, в определенный момент вам нужно начать думать о том, что вы делаете, когда у вас есть судья-негодяй?»
Дэвид Фрум, бывший спичрайтер Джорджа Буша-младшего, опубликовал на платформе социальных сетей X: «Почти каждое крупное действие Трампа намеренно незаконно. Трамп делает ставку на то, что демократическая система США слишком сломана, чтобы остановить его. Он предполагает, если заимствовать фразу: «Все, что нам нужно сделать, это выбить дверь, и все здание рухнет». Час испытаний настал».
Белый дом еще не опубликовал имена депортированных венесуэльцев или доказательства того, что они действительно были членами преступной группировки. В другом недавнем инциденте 40 нелегальных иммигрантов были отправлены в печально известный центр содержания под стражей на военно-морской базе Гуантанамо, после чего вмешался судья и заставил вернуть их на материк.
Некоторые комментаторы предполагают, что администрация Трампа эксплуатирует силу садистского зрелища. Они говорят, что она готовит общественность к будущим репрессиям и проверяет ее уровень терпимости на тот момент, когда, например, она может применить Закон о восстании, чтобы нацелиться на протестующих против Трампа.
Стив Шмидт, политический стратег и бывший оперативник предвыборной кампании Джорджа Буша-младшего и Джона Маккейна, сказал: «Дональд Трамп продюсирует вашингтонское телешоу из Овального кабинета, которое является авторитарным по своей природе. Вы заходите на TikTok и видите депортации, сопровождаемые песнями и видео, выпущенными администрацией. Это театр абсурда. Это театр злобы. Все это делает людей невосприимчивыми к использованию власти и силы».
Нарушения гражданских свобод накапливаются почти ежедневно. Они включают инциденты, которые, если бы они произошли где-либо еще в мире до 2025 года, США были бы одними из первых, кто их осудил.
Жасмин Муни, канадская предпринимательница и актриса франшизы фильмов «Американский пирог», была задержана пограничными властями США на две недели в «бесчеловечных» условиях из-за неполной визы. Она написала в Guardian: «Меня отвели в крошечную, холодную цементную камеру с яркими флуоресцентными лампами и туалетом. Там было еще пять женщин, лежащих на своих циновках, обернутых алюминиевыми термоодеялами, которые выглядели как мертвые тела. Охранник запер за мной дверь».
Фабиан Шмидт, гражданин Германии, являющийся постоянным жителем США, был задержан и, по словам его матери, «жестоко допрошен», раздет догола и помещен под холодный душ сотрудниками пограничной службы США. Французскому ученому было отказано во въезде в США после того, как сотрудники иммиграционной службы в аэропорту обыскали его телефон и нашли сообщения, в которых он критиковал администрацию Трампа, согласно французскому правительству.
Раша Алавие, специалист по пересадке почек, которая ранее работала и жила в Род-Айленде, была депортирована, несмотря на наличие визы США. Бадар Хан Сури, научный сотрудник Джорджтаунского университета и гражданин Индии, женатый на палестинке, был задержан иммиграционными агентами, которые сообщили ему, что его виза аннулирована.
Студент-активист Колумбийского университета Махмуд Халил, законный житель США без судимостей, был задержан за участие в пропалестинских демонстрациях и борется с попытками депортации в федеральном суде. Крис Мерфи, сенатор-демократ, отреагировал в социальных сетях: «В диктатурах это называют «исчезновением». Никаких обвинений, никаких заявлений о преступном поведении. Белый дом не утверждает, что он совершил что-то преступное. Он находится в тюрьме из-за своей политической речи».
Еще одним поводом для беспокойства являются тесные отношения Трампа с технологическими олигархами, многие из которых пожертвовали средства на его инаугурацию и присутствовали на ней. Так называемый «департамент эффективности правительства» (Doge) главы Tesla и SpaceX Илона Маска взял бензопилу на федеральную бюрократию, уволив тысячи работников неизбирательными способами, которые были оспорены в суде.
X Маска регулярно повторяет пропаганду в поддержку Трампа. Джефф Безос, владелец Amazon и Washington Post, недавно приказал газете сузить темы, освещаемые в разделе мнений, до личных свобод и свободного рынка. Несколько звездных репортеров и обозревателей ушли в последние месяцы.
Трамп усилил атаки на СМИ, освещение событий в которых ему не нравится, в том числе запретил им посещать рабочие места и мероприятия. Он подал иски против СМИ и ложно заявил, что флагманский сериал «60 минут» признал себя виновным в судебном иске.
Его назначенец на пост главы Федеральной комиссии по связи расследует деятельность PBS (Public Broadcasting Service) и NPR (National Public Radio). На прошлых выходных администрация Трампа отправила в отпуск почти весь персонал «Голоса Америки», который начал вещание в 1942 году для борьбы с нацистской пропагандой, и прекратила гранты для Радио Свободная Азия и других СМИ с аналогичными новостными программами.
Действия Трампа на арене внешней политики отражают его внутреннее видение. Он напугал давних союзников в Европе по поводу того, остаются ли США приверженными НАТО, и встали ли на сторону России в переговорах о прекращении войны в Украине. Он даже назвал президента Украины Владимира Зеленского «диктатором» и отчитал его в Овальном кабинете.
Трамп давно демонстрировал симпатию к автократам, таким как Владимир Путин, Си Цзиньпин из Китая и Ким Чен Ын из Северной Кореи, и его действия сравнивали с действиями Виктора Орбана по консолидации власти в Венгрии, включая перестройку судебной системы, фальсификацию выборов и подавление СМИ и общественных организаций.
На этой неделе в аналитическом центре Center for American Progress в Вашингтоне Дж. Б. Прицкер, губернатор-демократ Иллинойса, сказал Guardian: «Если вы еще не читали об Орбане в Венгрии, почитайте о том, что он делал неуклонно, а не так медленно, чтобы затянуть петлю вокруг этой страны. Дональд Трамп восхищается Орбаном, и я считаю, что он и его команда извлекли из этого урок и повторяют это».
Что некоторые считают самым пугающим, так это относительное отсутствие сопротивления до сих пор. Рейтинг одобрения Трампа равен его лучшему показателю на посту президента — 47%, согласно недавнему опросу NBC News, хотя большинство — 51% — не одобряют его деятельность. Около 55% избирателей одобряют его действия по обеспечению безопасности границ и иммиграции, а 43% не одобряют.
Сетмайер, которая сейчас возглавляет Seneca Project, возглавляемый женщинами суперполитический комитет действий, прокомментировала: «Тот факт, что рейтинг одобрения Дональда Трампа все еще находится в середине 40-х, должен чертовски напугать каждого американца, который понимает ценность нашей конституционной республики, свобод, которыми мы пользуемся, и верховенства закона, потому что то, что он делает, категорически противоречит всему, на чем была основана эта страна».
Это отражается в Конгрессе, где Республиканская партия более лояльна и беспрекословна к Трампу, чем когда-либо. Мало кто из членов осмелился высказаться против поддержки президентом Путина, бессистемной тарифной политики или запугивания соседней Канады. Они знают, что несогласие, скорее всего, приведет к публичному унижению в социальных сетях и первичному оспариванию выборов, финансируемому Маском.
Демократы, со своей стороны, все еще изо всех сил пытаются соответствовать моменту, поскольку нарастающие протесты по всей стране жаждут лидерства. На прошлой неделе Чак Шумер, лидер меньшинства в Сенате, изменил свою позицию, проголосовав за принятие республиканского бюджетного плана, который предусматривает сокращение расходов на жилье, транспорт и образование, а также дает Трампу и Маску полномочия сокращать больше программ.
Столкнувшись с перспективой приостановки работы правительства, Шумер утверждал, что он выбирает меньшее из двух зол, но вызвал яростную реакцию демократов в Палате представителей и активистов низового уровня. Опрос NBC показал, что только 27% избирателей положительно относятся к партии, что является ее самым низким рейтингом с момента первого вопроса в 1990 году.
Меган Хэтчер-Мэйс, старший советник United for Democracy, коалиции из 140 организаций, нацеленной на реформирование судов, заявила, что демократы были застигнуты врасплох небольшой победой Трампа на общенациональном голосовании в прошлом году.
«Они извлекли неправильный урок из результатов тех выборов и считают, что Дональд Трамп намного популярнее, чем он есть на самом деле», — сказала она. «Их исходная позиция — бояться, но это сделало их еще более напуганными, чтобы отступить или сопротивляться некоторым из худших импульсов Дональда Трампа. Сейчас им удобнее сдаваться, и именно это они и делают.
«Они не смогли создать прочную оппозицию Дональду Трампу или конгрессменам-республиканцам. Вы не можете просто быть не Дональдом Трампом. Вы должны быть за что-то и вы должны нарисовать видение того, чего вы хотите для американского народа. Вместо этого они решили просто ничего не говорить и надеяться на лучшее, и это не принесет им никаких мест в 2026 году».
Суды потенциально являются последней линией обороны. Федеральные судьи заблокировали десятки инициатив Трампа, включая попытки ликвидировать агентства, отменить гражданство по праву рождения и заморозить федеральное финансирование. На этой неделе судья постановил, что Doge, вероятно, нарушил конституцию «множественным образом», ликвидировав агентство по развитию USAID.
Джейми Раскин, представитель демократов из Мэриленда, отметил, что демократы и их союзники подали более 125 исков против различных атак на верховенство закона и получили более 40 временных запретительных судебных приказов и предварительных судебных запретов.
«Мы ведем борьбу за свою жизнь», — сказал он Guardian. «Это не двухнедельная, двухмесячная или даже двухлетняя борьба, в которой мы находимся. Нам понадобится много лет, чтобы победить силы авторитарной реакции, и демократы оказываются на высоте.
«Если вы посмотрите на то, как демократические общества отреагировали на фашизм столетие назад, то увидите, что людям просто нужно время, чтобы перестроиться, переориентироваться и мобилизовать согласованный и единый ответ. Мы уже достигли этого? Нет. Но достигнем ли мы того места, где сможем объединиться и победить авторитаризм в нашей стране? Да, мы добьемся этого».
Норм Эйзен, юрист и основатель State Democracy Defenders Action, успешно добился успеха в судебных процессах, которые остановили Трампа от преследования тысяч сотрудников ФБР и заблокировали Маску доступ к конфиденциальным данным в министерстве финансов. Он сказал: «Дональд Трамп определенно стремится к авторитаризму. Он обещал стать диктатором в первый день и не остановился. Это плохая новость.
«Хорошая новость заключается в том, что он столкнулся с решительным сопротивлением со стороны таких сторон, как я и многие другие, а также со стороны судов на всех уровнях. До сих пор его самые возмутительные незаконные действия были отражены».
Если администрация Трампа проигнорирует такие приказы, США могут столкнуться с полномасштабным конституционным кризисом. Но Эйзен сохраняет сдержанный оптимизм, говоря: «Ошибочно списывать нас со счетов. Мы так много раз удивляли себя и мир в нашей истории, и здесь есть повод для надежды, когда вы видите яростное юридическое сопротивление юристов.
«Есть основания для надежды, но никто не знает. Пойдем ли мы по пути Бразилии, Польши, Чехии, где я был послом, и все они в последние годы свергли автократические режимы? Или пойдем по пути Венгрии и Турции, которые не смогли свергнуть автократов? Это еще предстоит увидеть, но я, по крайней мере, полон надежд».
https://www.theguardian.com/us-news/ng- ... itarianism
Тексты, конечно, большие, но в них эксперты излагают как раз то, о чем я чуть выше упомянул. Многое будет зависеть от того, треснет американская система сдержек и противовесов или не треснет, а если треснет, то насколько сильным сможет сохраниться антифашистское сопротивление внутри американского общества и той его части, которая относится к государству. Я имею в виду для всех, а не только для тех, кто хотел поехать жить или съездить как турист в США.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.