Кто нибудь может внятно объяснить, что такое государственно-частное партнерство в области образования? И как ГЧП в Нижегородской области хотят построить 13 школ? Ведь ГЧП предполагает что частный инвестор свои деньги после реализации проекта себе вернет, и не просто вернет, а ещё и с прибылью. Что, школы платные будут или как?
Школам нашли партнеров
Эксперимент по их строительству в рамках ГЧП готовят в Нижегородской области
Внешэкономбанк и ГК «Просвещение» планируют запустить в Нижегородской области строительство 13 школ, что позволит обеспечить местами для учебы 14,9 тыс. учеников. Это позволит ускорить реализации госпрограммы Нижегородской области в части создания современной образовательной инфраструктуры, а также помочь с решением проблемы вторых смен в школах. Проект предполагает создание образовательных площадок «под ключ», предусматривая не только строительство и укомплектование школ необходимым оборудованием, но и разработку учебной программы, где упор будет сделан на предпрофессиональную ориентацию и подготовку школьников.
Образованию не хватает инвесторов
Проектов государственно-частного партнерства в области образования в России пока немного. Федеральный закон №224 «О государственно-частном партнерстве» вступил в силу в начале 2016 года, однако в рамках федерального финансирования ни один образовательный проект так и не был реализован. Но помимо 224-ФЗ существует также закон 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», в рамках которого уже реализуется ряд проектов. При этом проекты ГЧП активно осуществляются в регионах в рамках местных нормативных актов.
Как сообщила “Ъ” Людмила Ильичева, директор Центра государственно-частного партнерства Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, профессор кафедры управления проектами и программами, «в настоящее время на официальном сайте РФ для размещения информации по проведению торгов размещена информация о 5416 конкурсах на право заключения соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве», «из них в отношении объектов образования, культуры и спорта — 70 конкурсов». Кроме того, эксперт отметила, что на платформе поддержки инфраструктурных проектов РОСИНФРА содержится информация о 40 проектах в рамках ФЗ 224, еще 45 проектов находятся на предынвестиционной стадии. На концессионной основе (115-ФЗ) реализуются проекты строительства дошкольных учреждений и несколько проектов по строительству школ.
Федеральный закон о ГЧП предусматривает довольно сложную процедуру инициации проекта частным партнером, отмечает Людмила Ильичева: предложение о реализации проекта партнерства представляет собой фактически полную предпроектную подготовку в отношении потенциального объекта, что по существующей практике составляет примерно от 5% до 10% от объема общего финансирования строительства или реконструкции. Кроме того, частный инициатор проекта должен иметь банковскую гарантию в размере не менее 5% от общего объема финансирования, а также всю разрешительную документацию, дающую право субъекту осуществлять соответствующий вид деятельности (лицензии, членство в СРО и т. д.). Также частный партнер вправе привлечь подрядную организацию, которая имеет все необходимые лицензии. Все это предоставляется публичному партнеру, который при этом вправе принять решение о невозможности реализации проекта ГЧП. Если же публичный партнер и уполномоченный государственный (муниципальный) орган принимают решение о реализации проекта, объявляется конкурс.
Кроме того, по закону о ГЧП заключение соглашения возможно только в отношении объектов недвижимого имущества или движимого в составе недвижимого. «Это препятствует реализации отношений ГЧП в сфере объектов интеллектуальной собственности, что в условиях цифровой экономики также не способствует стимулированию частной инициативы»,— считает Людмила Ильичева, отмечая, что существует и неопределенность в налоговом законодательстве по отношению к проектам ГЧП. «Например, если частному партнеру в рамках реализации ГЧП-проекта передается имущество, это влечет за собой необходимость уплаты соответствующих налогов, хотя никаких доходов частный партнер еще не получил»,— говорит эксперт. Что касается реализации проектов ГЧП в отношении объектов социальной инфраструктуры, в частности школ, то закон о ГЧП предусматривает переход права собственности на объект партнерства к частному партнеру.
«Если финансируются объекты социальной инфраструктуры, это получается больше меценатство, нежели ГЧП»,— полагает Людмила Ильичева. По ее словам, в части регионов страны 70% средств, выделяемых регионам на проекты ГЧП, возвращаются в федеральный бюджет из-за некачественного состояния подготовки проектов ГЧП. Тем не менее, отмечает эксперт, в стране имеется достаточная законодательная база для осуществления проектов ГЧП, тем более что всегда существует возможность учесть специфику региона и отразить в региональных законодательствах. Напомним, в ряде регионов в течение последних нескольких лет проекты ГЧП в области образования реализуются именно благодаря региональным поправкам в законодательство: детские сады или школы возводились по всей России, в частности в Санкт-Петербурге, Московской, Томской областях, Республике Коми, ХМАО, ЯНАО.
Проблема активно обсуждалась еще год назад: в мае 2018-го на Петербургском экономическом форуме в рамках дискуссии о государственно-частном партнерстве отмечалось, что до 2025-го в России необходимо построить около 2 тыс. школ (это потребует примерно 2 трлн руб.) — такое количество образовательных учреждений даст возможность полностью отказаться от второй смены, обеспечить всех детей школьного возраста местами в образовательных учреждениях, а также создать в школах современную информационно-образовательную среду.
Участники дискуссии напоминали, что президент РФ в указе о национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года заявил о необходимости обеспечить «глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение РФ в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования». В настоящее время, как констатировала гендиректор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева, «на уровень регионов переданы в основном федеральные полномочия в части проведения социальной политики, но переданы без финансирования»: «И сегодня стоит вопрос у регионов, где найти ресурсы, как внутренние, так и внешние, чтобы выполнить эти задачи и серьезно обновить материально-техническую базу».
Тогда же президент группы компаний «Просвещение» Владимир Узун отмечал, что для достижения поставленных президентом РФ задач «нужна новая педагогическая среда, дорогостоящее технологическое и лабораторное оборудование, принципиально иная школьная инфраструктура». По его словам, эти расходы целесообразны лишь в больших школах—крупных образовательных комплексах и «Просвещение» готово реализовать совместно с государством проект по созданию эффективных школ.
Читать далее ....
https://www.kommersant.ru/doc/3990383