Глазьев о структурных реформах Грефа и Чубайса, или как уничтожалась экономика России
Реформы Грефа. Реформа лесного хозяйства: под нажимом Грефа был принят Лесной кодекс. У нас была самая передовая наука в области лесного хозяйства. Вся академическая наука, которая имеет отношение к лесному хозяйству, была категорически против принятия Лесного кодекса. Смысл реформы Грефа заключался в том, что вместо единой системы единой системы управления лесом, потому что лесные угодья были государственной собственностью, государство было хозяином, было предложено участки леса отдавать в долгосрочную аренду, и частные собственники брали на себя функции по контролю и воспроизводству леса. Лесники фактически потеряли права и полномочия, была ликвидирована служба безопасности леса. Собственники начали хищническую эксплуатацию леса, потому что некому контролировать, заботится о безопасности некому, в итоге с пожарами борется МЧС, расходы резко возросли, потому что резко возросли пожары, мы теряем гигантские площади леса от пожаров.
Еще одна структурная реформа Грефа – Земельный кодекс.
Смысл этой структурной реформы заключался в том, чтобы устранить какие-либо ограничения на приватизацию земельных участков и на оборот земельных участков, причем не только в сельском хозяйстве, но и в городах.
Вся наука была против. По с/х землям есть разные точки зрения, но для города, однозначно, государственная и муниципальная собственность на землю – оптимальная форма собственности, потому что город должен планироваться и развиваться, как единое целое: у каждого города должен быть генеральный план развития города, город имеет возможности сдавать землю в долгосрочную аренду. По мере развития, освоения городской земли растет арендная плата, растут доходы города.
Классические примеры китайские города, которые выросли в огромные мегаполисы в последние 30 лет. Стоит изучить опыт Шанхая. Там был создан Шанхайский банк, который получил возможность получать арендную плату за счет сдачи городом земель в долгосрочную аренду собственникам (от 50 до 100 лет). В соответствии с генпланом, за счет этого банка, обустраивались в инженерном плане соответствующие земельные участки: арендаторы приходили, строили там дома — арендная плата возрастала, соответственно Шанхайский банк развивался, вкладывал еще больше в развитие территории – возникала положительная обратная связь, которая сделала Шанхай сегодня самым передовым городом мира.
А посмотрите на американские города, которые пришли в состояние трущоб многие, где частная собственность на землю. А поговорите с мерами европейских городов, которые клянут рантье, которые не дают городу развиваться. Если земля частная, вам нужно выкупать ее каждый раз, когда вы строите магистраль, когда вам нужно провести модернизацию подземных коммуникаций – вам приходится тратить гигантские деньги, чтобы ублажить частных собственников на землю.
Что стало итогом этой структурной реформы по земле: появление латифундистов, гигантских помещиков, крестьяне, не получив кредитов в то время, практически лишились земли, они свои паи либо продали, либо сдали в аренду крупным собственникам, которые постепенно превратились в новых помещиков. И катастрофа в станице Кущевской это результат этой реформы. В городах цены на землю резко поднялись. Стоимость строительных работ иногда составляет меньше половины расходов, которые несут строительные компании. Основные расходы – выкуп земли у собственников. Результат – резкое возрастание издержек в пользу земельных рантье.
https://karhu53.livejournal.com/25149719.html
Русский лес под топором Германа Грефа
https://www.gazeta.ru/parliament/articles/53257.shtml
Лес подожгли в Госдуме
Катастрофическую ситуацию с пожарами обусловило принятие Лесного кодекса. Кто и как его принимал. Что они тогда говорили. И при чем здесь Владимир Путин
https://www.novayagazeta.ru/articles/20 ... -v-gosdume
"Структурные реформаторы" намерены повторить свой опыт "структурных реформ"
Один из таких структурных реформаторов запомнился народу феерическим представлением, где он выступал в роли слепого киборга. Герман Греф, выступая на недавней «тусовке» адептов спекулятивной экономики, получившей название «Биржевой форум», ядовито намекнул на «неких псевдоэкономистов и псевдоученых», не разделяющих доктрину его соратников по выводу капиталов за рубеж и добыче денег из воздуха.
Блистательный спикер запомнился русскому народу ещё и тем, что обозвал Россию «страной-дауншифтером», используя, как это принято нынче у российской финансовой элиты, англо-русский «суржик». Конкретных имён Греф не назвал, но все поняли, что речь шла об академике РАН Сергее Глазьеве.
Ну и как было не понять, если академик и профессиональный экономист в лучших традициях мракобесия и контрпродуктивности предлагает, например, начать, наконец, вкладывать средства не в американские облигации, а в реальный сектор отечественной экономики? Разве можно с подобным человеком вести нормальный деловой разговор?
Вот «структурные реформаторы» и не ведут, но телеканал Царьград в поддержке их прогрессивных стремлений никогда замечен не был, посему и Сергей Глазьев, повторимся, профессиональный экономист и академик РАН, в студии нашего медиа - частый гость. Который всегда знает, о чем говорит. И по случаю напомнил всем бредящим структурными реформами, среди прочего и юристу Герману Грефу, об их успехах, в том числе и о реформах последнего на посту министра экономики:
«Проводилась реформа электроэнергетики, по приватизации отрасли, за основу была взята американская модель - не самая удачная, страдающая множеством дефектов, - вспоминал гость студии телеканала Царьград. - Мы - ученые экономисты, уже тогда предупреждали, что если начнут растаскивать единую энергосистему страны, которая, кстати, считалась образцовой, и копировать ее пытались и западные страны, то результатом станет колоссальный рост тарифов на электричество. Нас не хотели слушать. И после проведения реформы тарифы выросли десятикратно, наша энергосистема потеряла конкурентное преимущество (сегодня фактически электроэнергия в России стоит примерно, как и в США)… С моей точки зрения, смысл реформы электроэнергетики был только один - поживиться. Стали миллиардерами, захватили мощности, начали диктовать рынку свои тарифы. Получили катастрофу на Саяно-Шушенской ГЭС, падение качества электроэнергии - были сбои в Москве. Только кризис помог обойтись без дефицита электроэнергии. Если бы мы развивались нормально, исходя из нашего промышленного потенциала, то ее сегодня бы нам катастрофически не хватало».
Сергей Глазьев: Россия - самая приватизированная страна в мире
В студии Царьграда экономист Глазьев рассказал и про другие блестящие реформы юриста Германа Оскаровича. Например, про ту, которую тот курировал лично - реформу лесного хозяйства:
«Под его нажимом был принят Лесной кодекс, - говорил Глазьев. - Наша лесная наука развивалась с незапамятных времен, наши ученые в этом направлении - мировые лидеры. Греф же решил, что вместо единой системы управления лесом, госсобственности на него, следует участки леса раздавать в долгосрочную аренду. Что и было сделано. В результате все полномочия по контролю воспроизводства леса взяли на себя частники, лесники же их потеряли, была ликвидирована служба безопасности леса, в том числе и защиты его от пожаров. Собственники начали хищническую эксплуатацию леса, потому что некому теперь было их контролировать. В итоге с пожарами борется МЧС, расходы на это резко возросли, потому что резко возросло и количество пожаров, из-за огня мы ежегодно теряем гигантские площади».
Много чего еще рассказывал академик. Например, о земельной реформе и водном кодексе. Первая заключалась в устранении ограничений на приватизацию и оборот земельных участков, в том числе и в городах. Чтобы каждый желающий мог подать заявку и приватизировать не только сельскохозяйственную, но и городскую землю. Ее результатом стало появление латифундистов, владельцев многочисленных земельных паев. А вот крестьяне земли лишились. И цены на земельные участки в городах резко возросли. Ну а второй был задуман для того, чтобы помочь приватизировать замкнутые водоемы - небольшие озера, пруды, а также без ограничений строить частные дома прямо на берегах рек, до этого существовала санитарная зона в 100 метра от водоемов, теперь ее практически нет. И живописные берега с небывалой скоростью скупаются новыми хозяевами жизни, а львиная доля граждан «страны-дауншифтера» уныло слоняется в поисках оставшихся участочков побережий, где еще можно без ограничений искупаться и позагорать….
«Самая большая структурная реформа, по их представлению, это приватизация, - убежден Сергей Глазьев. - Людям хочется как можно быстрее легализовать свои деньги, на оффшорных счетах наших приватизаторов лежит порядка триллиона долларов. Эта реформа прошла в 1990-е годы. Она привела к тому, что Россия на сегодня - самая приватизированная страна в мире. Практически 80% промышленности страны приватизировано. И на каждый случай приватизации, по данным прокуратуры, было в среднем одно преступление. И экономического эффекта приватизация не дала. Мы получили ликвидацию целых отраслей экономики, таких как электронная промышленность, станкостроение, тяжелое машиностроение. Сегодня работает только то, что государство сохранило у себя. Все остальное, что было приватизировано, превращено в склады, офисные здания. Нет ни ЗИЛа, ни завода Орджоникидзе, АЗЛК, корпуса этих производств превращены в коммерческую недвижимость».
Слушая про результаты деятельности «юристов», невольно приходишь к мысли о том, что одно только словосочетание «структурная реформа», должно вызывать у граждан «страны-дауншифтера», которые, к счастью, еще не похожи на киборгов-инвалидов из грефовского моноспектакля, приступы тихой паники и желание отправить приватизаторов в вечный вояж на какие-нибудь далекие и экзотические оффшорные острова.
Но на деле реформы, конечно, нужны. Даже структурные. Особенно в таком незавидном положении, в котором наша страна пребывает именно сейчас. Просто всегда следует помнить русскую классику. И бессмертные строки про сапожника и пирожника. И дать возможность поработать экономистам и академикам.
https://aftershock.news/?q=node/511423&full