Влияние российской науки в мире угасает, заявили аналитики компании Thomson Reuters, сравнив развитие научной сферы в разных странах и изучив объем исследовательских публикаций за разные годы. Россия уже серьезно отстала от Китая. Эксперты считают выходом из ситуации развитие международного сотрудничества в научной сфере.
Россия продолжает утрачивать былое влияние в научной сфере, отступая с унаследованных со времен СССР позиций мировой научной державы, считают аналитики компании Thomson Reuters, проанализировавшие динамику развития научной сферы в разных странах. По их мнению, ослабление российской исследовательской базы связано не только с «утечкой мозгов» и переходным периодом 1990−х годов, но и падающим интересом к науке как таковой.
Наследие СССР
Исследование периодичности, объема и цитируемости публикаций российских ученых свидетельствует о почти «всестороннем спаде» в научной сфере, говорится в докладе. «Российская исследовательская база столкнулась с проблемой, и признаков решения ее пока мало. Россия столь длительное время была европейским и мировым лидером в исследовательской и интеллектуальной сфере, что кажется удивительной и даже шокирующей ее малая, уменьшающаяся доля в мировой научной деятельности», — говорится в исследовании.
При том что другие страны наращивают инвестиции в исследовательскую сферу, Россия в последние годы пыталась сохранить достигнутый уровень и даже отстала в таких традиционно развитых для нее областях, как физика и исследования космоса, приводит «Эй-би-си» слова главы исследовательской группы Джонатана Адамса. Исследование компании Thomson Reuters, индексирующей 10,5 тыс. изданий по всему миру, рассматривает развитие науки в Бразилии, России, Индии и Китае за последние 30 лет.
«Всего лишь 20 лет назад, перед распадом СССР, Россия была научной супердержавой, в стране проводилось больше исследований, чем в Китае, Индии и Бразилии вместе взятых. С тех пор это осталось в прошлом», — резюмирует доклад Financial Times.
Мало пишут
Проанализировав базу научных публикаций, эксперты установили, что на долю России приходится всего 2,6% от общего объема исследований, проиндексированных компанией Thomson Reuters за последние пять лет. Для сравнения, на Индию приходится уже 2,9% публикаций, а на Китай – все 8,4%. При этом российские исследования в основном сфокусированы на физике и химии, мало публикаций по сельскому хозяйству и информатике.
Выход из сложившейся ситуации эксперты видят в расширении международных связей с российскими исследовательскими учреждениями и привлечении ресурсов из-за рубежа. В качестве примера эксперты приводят все тот же Китай. 9% научных публикаций из этой страны написано в соавторстве как минимум с одним исследователем из США.
Аналитики также отмечают, что финансирование лучших российских НИИ три года назад соответствовало всего лишь 5−7% от объема финансирования аналогичных организаций в США. «Проблема заключается в огромном снижении финансирования НИОКР в России после распада СССР. Но несмотря на исход многих подающих надежды российских ученых, в стране еще сохранился большой запас талантов. И не в интересах остального мира, чтобы «утечка мозгов» продолжалась. Мы должны больше участвовать в программах софинансирования, чтобы помочь российским исследованиям вновь набрать скорость», — комментирует исследования Адамс.
Между тем Китай за последние три десятилетия сделал мощный рывок в научной сфере, и признаков замедления этой тенденции аналитики пока даже не усматривают. В настоящее время Китая занял второе место, после США, в мировом исследовательским рейтинге. Если такой темп сохранится и в дальнейшем, то уже к 2020 году он выйдет на лидирующие позиции.
А взамен НАМ готовят вот ЭТО:
В России идет подготовка к введению в школах нового предмета — духовно-нравственной культуры. В четверг представитель Минобрнауки пояснил РПЦ, кто и как будет преподавать новый предмет. Священнослужители выразили опасение, что учителем религии может оказаться атеист.
Образовательный эксперимент – преподавание в российских школах курса духовно-нравственной культуры — начнется уже весной следующего года. В четверг состоялось совещание между представителями РПЦ и образовательных структур. Чиновники рассказали, как происходит подготовка к проекту, а представители Церкви высказали свои пожелания по его реализации.
Директор департамента госполитики в образовании Минобрнауки Игорь Реморенко напомнил, что курс религиозной культуры состоит из шести различных программ: «Православная культура», «Мусульманская культура», «Буддистская культура», «Иудейская культура», «Основы светской этики» и «Религиоведение». Родители школьников смогут выбрать, какой именно предмет будет учить их ребенок. Занимает курс две школьных четверти – последнюю четверть четвертого класса и первую – пятого. Преподаваться он будет по два академических часа в неделю.
Для работы над проектом создан межведомственный координационный совет, который возглавил министр образования и науки Андрей Фурсенко, рассказал Реморенко. В совет вошли представители религиозных организаций, администрации президента, аппарата правительства, министерств, образовательных учреждений. Координационный совет, по словам чиновника, занимается работой с субъектами Российской Федерации, потому что все школы подчиняются не государству, а муниципальным властям.
Начальник департамента уверяет, что учебные пособия уже подготовлены и будут представлены 7 декабря.
Сейчас решается вопрос о том, кто будет преподавать новый предмет. «Нет позиции, чтобы это был обязательно историк, — считает Реморенко. – Вот я, например, по профессии математик, но мне во время работы в школе случалось преподавать и другие предметы».
«Воспитывать» будущих учителей религиозной культуры планируется по двухступенчатой схеме и очень быстро. По словам чиновника, сначала в региональных институтах повышения квалификации надо выбрать «тренеров» — людей, которые позже сами займутся подготовкой учителей. Курс обучения таких «тренеров» должен пройти в январе-феврале следующего года. Затем они вернутся в регионы, где будут учить преподавателей, как преподавать новый курс. Это обучение должно состояться в феврале-марте, с тем чтобы уже с апреля – четвертой четверти — новый предмет был введен в школах.
Представителей Церкви интересовало, как в этой работе будут участвовать сотрудники епархий, и не может ли получиться, что вести уроки по религиозной культуре будут атеисты. Реморенко заявил, что церковнослужители должны принимать участие в подготовке «тренеров», но какое именно – пока нормативно не определено. По поводу возможности преподавания «Религиозной культуры» атеистом чиновник отговорился, что кадры пока не в его компетенции.
Председатель отдела религиозного образования и катехизации РПЦ епископ Зарайский Меркурий рассказал в свою очередь, что практика преподавания религиозной культуры в школах не нова. По его словам, она существует во многих странах, а также реализуется в некоторых российских школах. «Сейчас такие курсы изучает около миллиона школьников», — уточнил епископ. Именно опыт этих школ, по его мнению, надо использовать при подготовке к введению нового учебного курса. Но ни в коем случае нельзя заменять экспериментальным курсом уже существующие программы, они должны дополнять друг друга, уверен владыка Меркурий.
Епископ считает, что пока задача эксперимента не в том, чтобы включить преподавание курса религиозной культуры в большинстве школ. По его мнению, надо начинать с тех, кто заинтересован во введении курса и у кого есть на это кадровые возможности. Учебные пособия для преподавания в школах православной культуры, считает владыка Меркурий, должны разрабатываться и рецензироваться в Церкви.
«Общая цель введения нового курса в том, чтобы воспитывать порядочных, приличных, терпимых, честных граждан», — заявил владыка Меркурий.
Путин- лучший друг всех детей!!!!!!