Россия, которую мы потеряли

Обсуждение разнообразных вопросов, не подходящих по тематике в другие разделы.
Сообщение
Автор
BadBlock
Аватара пользователя
Благодарил (а): 1586 раз
Поблагодарили: 8129 раз

№ 120 Сообщение BadBlock » 01 дек 2016 14:39

119: Дед_Ягун:

Да кого там выучили-то. ))
Когда грамотна четверть, а какое-то образование имеют и того меньше.


Уровень жизни в царской России :: ГРАМОТНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Тема эта огромна по своему объему, и с массой статистических материалов. Всесторонне, я ее осветить в пределах даже нескольких постов не смогу, да я и не ставлю перед собой такую задачу. Я хочу лишь осветить вопрос грамотности (но не образованности! – это же разные вещи) основной части граждан Российской империи – жителей села.

Сельское население составляло преобладающую массу населения России (по данным 1897 года – 86,6%). Поэтому уровень грамотности сельского населения является определяющим для общей грамотности всего населения страны.

Начинать будем с 1867 года. Для примера берем Костромскую губернию. Источник данных – «Материалы для статистики Костромской губернии», под редакцией В. Пирогова, 1870 год, вып. II, 1875.

Численность населения - 1033,8 тыс. чел., в том числе грамотных – 89,0 тыс. чел. Процент грамотных - 8,6 (!). При этом процент грамотных мужчин – 16,1, а процент грамотных женщин всего 2,0 (!) (повод для того, чтобы написать на тему о равноправии женщин и мужчин в Российской империи?).

Следует отметить, что по отдельным уездам процент грамотных среди сельского населения был различен. Так, среди мужского населения Чухломского уезда грамотные составили 33,9%, Костромского - 23,1% и Солигаличского – 23,1%. В то же время в Макарьевском уезде было всего 9,9% грамотных, в Варнавинском – 9,2% и Ветлужском – 4,8%. Еще более значительны различия в показателях грамотности были в отдельных волостях. В частности, в 1867 г. не было грамотных женщин в населении 15 волостей уездов Нерехтского, Юрьевецкого, Макарьевского и Ветлужского.
Показать
А теперь я привожу данные по Московской губернии за 1869 год.

Численность населения – 1183,3 тыс. чел., в том числе грамотных – 88,6 тыс. чел.

Процент грамотных – 7,5 (!). Ниже чем в Костромской губернии за 1867 год! При этом процент грамотных мужчин – 13,6, а процент грамотных женщин всего 1,8 (!) (сельским женщинам, таки капитально не везло с образованием в Российской империи!).

Различия в показателях грамотности по отдельным уездам были весьма значительны: 11,5% - в Коломенском, 10,3% - в Богородском, по 4,1% - в Верейском и Рузском уездах. Среди женского населения процент грамотных в некоторых уездах Московской губернии составлял: в Можайском – 0,5%, Рузском – 0,4%, т.е. на 200-250 женщин приходилась лишь одна грамотная!

И это не на задворках империи, где-нибудь на Дальнем Востоке или Урале, это центре Европейской России!

А какова же была ситуация по вопросу образования крестьянства, скажем в Харьковской губернии в тот же период?

Источник – Г. Данилевский «Об образовании низших классов России, Сельские училища и народное образование в Харьковской губернии, Отечественные записки» № 4, 1864, стр. 533-535.

К 1 января 1864 года в Харьковской губернии на 1.300 тыс. крестьян было 285 народных школ, всего училось в этих школах 2790 человек обеих полов. Следовательно, в губернии приходится 1 учащийся на 133 человека крестьянского сословия!

Г.Данилевский пишет: «Оказывается, что где я ни был, на расспросы мои в волостных правлениях палатских и бывших помещичьих крестьян, а также в штабах и канцеляриях поселений, мне отвечали, что действительно средним числом на сто душ крестьян каждого посещенного мною селения или волости грамотных, взрослых и малолеток, приходится в настоящее время не более 2-х и редко 3 человека. Есть в действительности села и волости, особенно помещичьи и бывшие военные, где на 300 душ и более жителей нет ни одного грамотного».

Ну и чтобы закончить с этим периодом времени, почитаем еще один источник: М. Суперанский «Начальная народная школа в Симбирской губернии», 1906 год, стр. 72.
«В общем, грамотных среди крестьян было очень мало. Иногда в целом селении не оказывалось ни одного грамотного. Даже у удельных крестьян должности старшин и старост часто заполняли люди неграмотные. Школа не привила любовь к книгам, которые при этом было трудно достать крестьянам, и потому и лица, прошедшие школу, скоро забывали с трудом и в слабой степени усвоенную грамотность».

ВОТ ТАК-ТО!
А теперь давайте посмотрим как изменилась ситуация с процентом грамотных сельских жителей на момент 1908-1913 годов. Источник – Сборник «Земские подворные переписи 1880-1913гг.»

Самое интересное, что речь в этих данных идет не про образованных людей, а про: грамотных, полуграмотных и учащихся. Такой вот «сборник». (интересно было бы, задать автору этих данных вопрос о том, чем грамотный, по его мнению, отличается от полуграмотного, может разница та же, как между умным и полоумным?)

Хотя ладно, считаем, как есть.

На 1-м месте. Самый высокий процент грамотных, полуграмотных и учащихся селян в Московской губернии – 41,7%. По сравнению с данными 1869 года (7,5%) это конечно прогресс! Вот только одно «НО». Исследования проводились только в 4 уездах и то частично! (о чем сказано в таблице). Есть правда и один существенный плюс: у мужчин процент – 58,6, у женщин – 25,9 (!) (для непомнящих напоминаю, в 1869 году процент грамотных женщин по Московской губернии был всего 1,8)

На 2-м месте. С заметным отставанием сюда дошла Тверская губерния – 34,1% грамотных, полуграмотных и т.д.

На 3-м месте. Олонецкая губерния – 30,4%.

Остальные «достижения» таковы:

Тульская губерния – 28,5%
Харьковская губерния – 25,1%
Полтавская губерния – 23,7%
Вологодская губерния – 22,0%
Новгородская губерния – 21,6%
Калужская губерния – 20,3%
Самарская губерния – 19,5%
Симбирская губерния – 15,6%
Пензенская губерния – 14,8%.

Два слова про аутсайдера – Пензенскую губернию. Период обследования 1910-1912 годы. Грамотных, полуграмотных и учащихся 25,9% мужчин, женщин – 3,8%.

В среднем по указанным губерниям за период 1908-1913 гг. грамотных было 24-25% общей численности сельского населения. Причем среди мужчин этих губерний грамотными было 38%, а среди женщин – в 4 раза меньше – 9% (!). Таким образом, 9/10 женщин в сельских местностях России в 1908-1913 гг. были неграмотны. Особенно резко выделялась в этом отношении Вологодская, Симбирская и Пензенская губернии, где процент грамотных среди женщин в 1910-1912 гг. был примерно в 7 раз меньше, чем среди мужчин (!).

Вывод такой.


Хотя за 45 лет (с середины 60-х годов XIX в. По 1908-1913 гг.) грамотность сельского населения повысилась с 5-6 до 24-25%, все же 3/4 населения деревни оставалось неграмотным.

В общем-то, после такого вывода тему моего поста можно считать исчерпанной, однако я хочу дать своим читателям небольшой бонус – «Грамотность населения России в 1897 году»
Показать
Все население России, процент грамотных – 21,1, в том числе:

Европейская Россия – 22,9%
Кавказ – 12,4%
Сибирь – 12,3%
Средняя Азия – 3,3%.


Процент грамотных по губерниям (Европейская Россия):
Эстляндская – 77,9
Лифляндская – 77.7
Курляндская – 70,9

Петербургская – 55,5
Ковенская – 41,9
Московская – 40,2
Ярославская – 36,2
Гродненская – 29,2
Виленская – 28,8
Таврическая – 27,9
Владимирская – 27,0
Херсонская – 25,9
Олонецкая – 25,3
Витебская – 24,6
Тверская – 24,5
Костромская – 24,0
Саратовская – 23,8
Архангельская – 23,3
Новгородская – 23,0
Область Войска Донского – 22,4
Самарская – 22,1
Нижегородская – 22,0
Екатеринославская – 21,5
Тульская – 20,7
Оренбургская – 20,4
Рязанская – 20,3
Калужская – 19,4
Пермская – 19,2
Вологодская – 19,1
Черниговская – 18,4
Киевская – 18,1
Казанская – 17,9
Минская – 17,8
Орловская – 17,6
Смоленская – 17,3
Волынская – 17,2
Могилевская – 16,9
Полтавская – 16,9
Харьковская – 16,8
Уфимская – 16,7
Тамбовская – 16,6
Воронежская – 16,3
Курская – 16,3
Вятская – 16,0
Бессарабская – 15,6
Симбирская – 15,6
Астраханская – 15,5
Подольская – 15,5
Пензенская – 14,7
Псковская – 14,6


Краткий комент по этим данным.

Процент грамотных в первых трех прибалтийских губерниях (70-78%) почти в 5 раз превышал процент грамотных в четырех последних губерниях (14,6-15,5%). При этом даже Петербургская губерния по проценту грамотных даже близко не стоит рядом с любой из прибалтийских губерний (!).
Ну, и чтобы закончить этот вопрос, приведу еще данные о распределении учащихся в начальных школах России в 1911 году по продолжительности обучения.

В городах:
Процент учившихся в начальной школе 1-й год – 42,1%
Процент учившихся в начальной школе о 1 года до 3 лет – 47,55%
Процент учившихся в начальной школе более 3-х лет – 10,35% (!)


В деревнях:
Процент учившихся в начальной школе 1-й год – 43,4%
Процент учившихся в начальной школе о 1 года до 3 лет – 47,0%
Процент учившихся в начальной школе более 3-х лет – 9,6% (!)

И еще. Такой факт. В дореволюционной России преобладающая масса детей в возрасте старше 12 лет вовсе не училась в школах! И это по состоянию на 1916 год! Данные эти у меня под рукой, так что можете просто поверить мне на слово.

http://www.great-country.ru/articles/hi ... 00034.html

BadBlock
Аватара пользователя
Благодарил (а): 1586 раз
Поблагодарили: 8129 раз

№ 121 Сообщение BadBlock » 01 дек 2016 14:43

Скорее, вот что "воспитало" крестьян на свою голову.
Между прочим, эти наказы и приговоры уже сами по себе — бунт.
Про Саровский монастырь тоже есть. ))


Крестьянские наказы первой государственной Думе 1905 - 1907 годов.

1905 г. апреля 22. — «Всеподданнейший доклад» крестьян с. Перелоги Суздальского уезда Владимирской губернии Николаю II
...
Как мы живем, так жить более нельзя. О нас относятся наши начальники, что мы живем хорошо, а ожидаем лучше, пьем чай, едим кашу и одеваемся в генотки, А мы до того плохо себя чувствуем, что страшно сказать, еще через 5 лет едва ли окажемся хорошими подданными. Тяжесть государственных непорядков так придавила нас, как лист к земле: всюду нужда, голод и холод. А в чем мы живем и что едим? Живем в гнилых, вонючих шалашах, питаемся свинным кормом и то не досыта, а одеваемся в лохмотья. В нашем распоряжении имеем мы только один надел земли, стоющий нам 10 руб. за десятину каждогодно, да и тот расстрелян в 40 и более местах. Доходом с него мы едва оправдываем подати и на церковь; отдаем все без остатка на жалованье господам и священникам. Кто-кто не пользуется нашими трудами, а подумать о нас никому нет дела, умирай с голоду, никто не пожалеет: «лишь были бы желуди, я от них жирею». Неблагодарное правительство так доездило нас, как клячу, и стремятся до конца добить нас.

1906 г. марта 5. — Приговор крестьян Николаевской волости Ардатовского уезда Нижегородской губернии в Государственную думу

Священники только и живут поборами, берут с нас яйцами, шерстью и норовят как бы почаще с молебнами походить, а деньгами: умер — деньги, родился — деньги, исповедовался — деньги, женился — деньги, берет не сколько дашь, а сколько ему вздумается. А случается год голодный, он не станет ждать до хорошего года, а подавай ему последнее, а у самого 36 десятин (вместе с причтом) земли, и грех бы было хлебом-то брать, строй ему дом за свой же счет, за последние крохи, добываемые нами не потом, а кровью. Если не построишь и служить, пожалуй, не станет, это хорошо бы, а то, пожалуй, и так, что хотя священник, подгоняя в какой-либо высоко торжественный праздник, хотя «пасхи», в церкви просит прихожан построить ему дом, а в случае отказа просьбы священника, тогда он за этот отказ и в такой праздник не пойдет с молебнами и, пожалуй, в гневе своем по отходе литургии молящих не отпустит св. крестом, а если хотя и пййдет с молебнами, но только по выбору, кто ему даст на постройку дома 10-15 коп. с дома, а кто этого не даст, то к тому совсем не пойдет, что это и случалось в одном нашем приходе.
...
Нужно, чтобы наши священники были на жалованьи от казны, тогда нам от них не будет притеснения и обиды, а также чтобы весь приходский причт выбирался нами, прихожанами, а не как сейчас, назначается епархиальным начальством.

1906 г. апреля 16. — Приговор крестьян с. Сельца и д. Бориковской Ростовского уезда Ярославской губернии в I Государственную думу

А нужды наши таковы:
1. Имея крайне малый земельный надел, необходимо прирезать всю нашу церковную землю, так как оную священноцерковные служители не обрабатывают и сдают нам в аренду. Аренда земли настолько велика, что трудно даже себе представить, например, около 80 руб. за десятину, что годами не оправдывает уплаты аренды, не считая нашего труда, работы.
2. Около себя имеем большие покосные владения и леса, как частных владельцев, так и монастырские и казенные, но свой покос, хотя и есть, но очень недостаточен, накашивается всякого сена около 25 пудов на душу, но и не трудно себе представить, что этого покоса крайне недостаточно и мы принуждены арендовать покосы у других лиц, лесов же сейчас не имеем, дрова же покупаем у лесовладельцев и у казны. А потому желательно наделение нас как покосом, так и лесами, первые можно получить от Белоготского монастыря, а лес — из козловской казенной дачи Велико-Ростовского лесничества. Да и не грешно отдать нам монастырские покосы, так как монахи живут без нужды, ходят с иконами по селениям и собирают у нас товар — лук и картофель.

Для поддержания религии и привлечении лучших священников необходимо назначить им жалованье на счет казны, а все требы чтобы совершали они бесплатно.

1906 г. апреля ранее 30. — Из приговора крестьян Макарьевского уезда Нижегородской губернии в I Государственную думу
...
7) Все крестьяне втихомолку обижаются на церковный причт, и об этом никто не хочет заявить. Теперешние священники для крестьян чужды, они не ездят к крестьянам в деревни крестить детей, за венчание берут, сколько хотят, берут деньги себе за праздничные молебны в церкви, а также и за похороны при церкви и за могилы при церквах-же. Все это крестьян — людей темных — возмущает. Церкви строили наши прадеды, а распоряжаются всецело приезжие люди. Надо все это изменить. Если не было-бы крестьян, то не нужно было-бы и церквей. А не было бы церквей, то не было бы и священников. Положить всем священникам жалованье, за которое они и должны преподавать в училищах Закон Божий без особой доплаты. А также установить, чтобы за венчание не брали, крестить ездили бы по деревням бесплатно, за могилы деньги чтобы поступали в доход церкви, а поборов с приходящих инок никаких не делать — допускать бесплатно. От налогов церкви освободить, и священники должны всецело зависеть от прихода. По приговору прихода, они должны быть принимаемы и увольняемы, а также должны иметься в церквах, под наблюдением церковных старост, приходные книги, которые и должны проверяться попечительскими сводами. Расходов, произведенные без приговоров попечительского схода, не принимать.

1906 г. мая 23. — Наказ крестьян Шоптовской волости Вельского уезда Смоленской губернии в I Государственную думу
...
Потом желали бы отменить грабительство со стороны священства, которое в нашем селе очень распространено; а именно: за венчание берут 10-15 руб., за похороны 7 рублей, а если священник поднимает тело, то — 15 рублей, за крестины 1 руб., за молебен простой 30 коп., с акафистом —- 50 коп. Мы крестьяне на сем сходе решили этой платы не давать по силе возможности хозяина. Нас бедных крестьян и так дерут со всех сторон без «Божьих служителей», которые получают жалованье, пользуются доходом и первейшей землей.
...

1905 г. декабря 8. — Приговор крестьян с. Близарьева Ардатовского уезда Нижегородской губернии в Совет министров
...
Если и есть где вокруг нас много земли, так это во владении соседних монастырей Саровского и Дивеевского. Известно, что Саровский монастырь имеет десятки тысяч прекрасной земли со строевым лесом. Вся земля эта в разные времена пожертвована туда благотворителями. Землю эту монахи своими руками не обрабатывают, а пользуются наемными рабочими из нашей же среды. По правилам церковным и уставам монастырей иноку не полагается иметь никого имущества: «кто принимает иночество, тот клятвенно обязуется отречься от всего мирского, служить только Христу и спасению ближнего». Между тем мы собственными глазами видим, что монахи распоряжаются громадными поместьями, копят груды золота и вкушают прекрасную пищу, когда в то же время мы, соседи их, — трудовые люди, — не имеем зачастую и корки хлеба.

Но необходимо и благоденствующим землевладельцам, а тем более монастырям вспомнить о меньшем брате — об обездоленном крестьянине, нужно поделиться с ним тем, что сами получали в виде дара.

Дед_Ягун
Аватара пользователя
Благодарил (а): 56 раз
Поблагодарили: 89 раз

№ 122 Сообщение Дед_Ягун » 01 дек 2016 15:05

121: BadBlock: Елизарьева, наверное ?

Крестьянам всегда тяжелее всех. Тут бабушка (96 лет) про жизнь свою порассказывала, так что-то не позавидовала я ей. И дети ее (да и не только её) от счастливой и сытой жизни в советских колхозах) все уехали из деревни в город.

BadBlock
Аватара пользователя
Благодарил (а): 1586 раз
Поблагодарили: 8129 раз

№ 123 Сообщение BadBlock » 01 дек 2016 15:53

122: Дед_Ягун:

Да уж посытнее и посчастливее, чем царский голод, тяжелейший труд "на дядю", тряпьё и вонючие шалаши. И полная беспросветность.
Но разумеется, всегда хочется ещё сытнее и счастливей. ))

МарчеллоМастрояни
Аватара пользователя
Благодарил (а): 149 раз
Поблагодарили: 228 раз

№ 124 Сообщение МарчеллоМастрояни » 01 дек 2016 17:30

123: BadBlock:
> Но разумеется, всегда хочется ещё сытнее и счастливей. ))

При царе не бежали потому что нечего было ловить в городе. При советах же у всех равные права и "сам себя считаю городским теперь я" деревенскому можно неплохо устроиться в городе + индустриализация.

BadBlock
Аватара пользователя
Благодарил (а): 1586 раз
Поблагодарили: 8129 раз

№ 125 Сообщение BadBlock » 01 дек 2016 17:47

124: МарчеллоМастрояни:

Ну так колхозы под индустриализацию и вводились: высокая эффективность и товарность с/х позволяет высвободить рабочие руки для работы в городе.
По деревням ездили специальные люди, набирали работников на новые предприятия.

МарчеллоМастрояни
Аватара пользователя
Благодарил (а): 149 раз
Поблагодарили: 228 раз

№ 126 Сообщение МарчеллоМастрояни » 01 дек 2016 20:01

125: BadBlock:
Да одни плюсы от такого подхода - индустриализация позволила максимально механизировать труд на селе, отсюда высвободились новые руки для более масштабных строек и проектов и так рекурсивно все дальше и дальше. И молодежи хорошо - гораздо более широкий выбор работы + образование.

Неудивительно что Ленина хоронить не хотели - народ своему счастью поди не верил, никто и не думал поди что такая жизнь возможна не только в лозунгах и агитках.

BadBlock
Аватара пользователя
Благодарил (а): 1586 раз
Поблагодарили: 8129 раз

№ 127 Сообщение BadBlock » 04 апр 2017 11:59

Два мира: свободный СССР и рабская Россия

Недавно я обратил внимание хрустобулочников. что ВСЕ непарадные снимки дореволюционной России наполнены откровенно нищими людьми. Мне ответили что-то в духе "Это же село они просто так одеваются". Село так село. Вот случайные снимки села и малого города сделанные в начале 50-х, после разрушительной войны. Где оборванцы? Где нищие? Где босые люди, которым не на что купить обувь?

Фотки тут: http://ros-sea-ru.livejournal.com/1434448.html

digibolt
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 77 раз

№ 128 Сообщение digibolt » 04 апр 2017 13:19

Тут сложно сравнивать, у нас в деревне до 70-х ходили вот так, как в 1900-х, хотя деревня от Нижнего всего в 100 км вниз по Волге:

https://www.slrlounge.com/wp-content/up ... raphs7.jpg
https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=65ee ... 640-l&n=13
Изображение

BadBlock
Аватара пользователя
Благодарил (а): 1586 раз
Поблагодарили: 8129 раз

№ 129 Сообщение BadBlock » 04 апр 2017 14:35

128: digibolt:

У Прокудина-Горского как раз "парадные" фотографии в основном.

bebe
Аватара пользователя
Благодарил (а): 805 раз
Поблагодарили: 940 раз

№ 130 Сообщение bebe » 04 апр 2017 16:08

129: BadBlock пишет:
> 128: digibolt:
>
> У Прокудина-Горского как раз "парадные" фотографии в основном.

Вот реальные, не парадные фотки.
Конец 50-х, примерно 1956 - 1958г. Владимирская обл., сельская молодежь того времени.
3.jpg
1.jpg
2.jpg
4.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

digibolt
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 77 раз

№ 131 Сообщение digibolt » 04 апр 2017 16:10

129: BadBlock пишет:
> 128: digibolt:
>
> У Прокудина-Горского как раз "парадные" фотографии в основном.

Ну, не без этого.

МарчеллоМастрояни
Аватара пользователя
Благодарил (а): 149 раз
Поблагодарили: 228 раз

№ 132 Сообщение МарчеллоМастрояни » 04 апр 2017 16:13

130: bebe:
Пиджаки, мотик, велики.

А на мужиках из "царской России" какие-то мешки надеты.

bebe
Аватара пользователя
Благодарил (а): 805 раз
Поблагодарили: 940 раз

№ 133 Сообщение bebe » 04 апр 2017 16:21

А вот 1958г. прямо ГУЛАГ, на самом деле это студенты первокурсники Нижегородского Политеха на картошке.
6.jpg
5.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

babaykin
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 202 раза

№ 134 Сообщение babaykin » 04 апр 2017 20:15

127: BadBlock пишет:
> Два мира: свободный СССР и рабская Россия
>
> Недавно я обратил внимание хрустобулочников. что ВСЕ непарадные снимки дореволюционной России наполнены откровенно
> нищими людьми. Мне ответили что-то в духе "Это же село они просто так одеваются". Село так село. Вот случайные
> снимки села и малого города сделанные в начале 50-х, после разрушительной войны. Где оборванцы? Где нищие? Где босые
> люди, которым не на что купить обувь?
>
> Фотки тут: http://ros-sea-ru.livejournal.com/1434448.html

Ну вот по разным поводам приходится говорить одно и то же - прогресс вещь нормальная и мононаправленная. При советской власти народ жил лучше, чем при царе, сейчас живет лучше, чем при советской власти. Глядишь лет через 50 такими темпами наше общество наконец вынырнет из океана бедности.

Дед_Ягун
Аватара пользователя
Благодарил (а): 56 раз
Поблагодарили: 89 раз

№ 135 Сообщение Дед_Ягун » 04 апр 2017 20:19

134: babaykin: не вынырнет. Бедность будет другая просто.

babaykin
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 202 раза

№ 136 Сообщение babaykin » 04 апр 2017 20:59

135: Дед_Ягун пишет:
> 134: babaykin: не вынырнет. Бедность будет другая просто.

И богатство другое будет.
Но есть объективные вещи. Среднее количество поступающих в организм БЖУ, среднее число рабочих часов в неделе, средняя температура в жилых помещениях, среднее число метров на человека, заболеваемость туберкулёзом, детская смертность. Вещи, про которые диетолог или эпидемиолог может чётко сказать: можно так жить или нельзя.

Дед_Ягун
Аватара пользователя
Благодарил (а): 56 раз
Поблагодарили: 89 раз

№ 137 Сообщение Дед_Ягун » 04 апр 2017 21:21

136: babaykin: думаю, тогда будут другие объективные вещи: качество бжу, медицинского обслуживания, наркотиков ( любые пристрастия, вызывающие зависимость - развлекательные передачи в том числе).

BadBlock
Аватара пользователя
Благодарил (а): 1586 раз
Поблагодарили: 8129 раз

№ 138 Сообщение BadBlock » 04 апр 2017 23:59

136: babaykin:
> Ну вот по разным поводам приходится говорить одно и то же - прогресс вещь нормальная и мононаправленная. При советской власти народ жил лучше, чем при царе, сейчас живет лучше, чем при советской власти.

Так-то да. Сотни предыдущих лет в нищете и босоте, и тут за каких-то 30 лет — хоп, ну так это просто такой прогресс.
Осталось разве что добавить, что "оно само", ничьей заслуги тут нет.

> И богатство другое будет.

Определение материального богатства ровно одно на все времена: человек богат, когда на него работают и ему прислуживают другие.

bebe
Аватара пользователя
Благодарил (а): 805 раз
Поблагодарили: 940 раз

№ 139 Сообщение bebe » 05 апр 2017 15:47

138: BadBlock пишет:

> Определение материального богатства ровно одно на все времена: человек богат, когда на него работают и ему прислуживают другие.

Угу, под это определение попадают брошенные одинокие старики, помещенные в государственные дома престарелых.
Можно еще что нибудь про духовное богатство добавить, мол не хлебом единым.

Богат, это когда нет необходимости думать о хлебе насущном в ближайшем обозримом будущем, о жилье, о том, на что твои дети будут получать образование, когда не надо думать о том, чем надо оплачивать лечение в случае тяжелой болезни, когда ты ежегодно можешь позволить себе отдыхать так как тебе нравится (кто-то на море любит отдыхать, кто-то в горах на лыжах, кто-то в походы ходит) при всем при этом, ты делаешь все это не на свои последние сбережения, а из своих текущих доходов.


Супербогат, это когда о деньгах совсем думать не надо, в этом случае люди начинают думать о власти.

ИМХО

BadBlock
Аватара пользователя
Благодарил (а): 1586 раз
Поблагодарили: 8129 раз

№ 140 Сообщение BadBlock » 05 апр 2017 16:15

139: bebe:
> Богат, это когда нет необходимости думать о хлебе насущном в ближайшем обозримом будущем, о жилье, о том, на что твои дети будут получать образование, когда не надо думать о том, чем надо оплачивать лечение в случае тяжелой болезни, когда ты ежегодно можешь позволить себе отдыхать так как тебе нравится (кто-то на море любит отдыхать, кто-то в горах на лыжах, кто-то в походы ходит) при всем при этом, ты делаешь все это не на свои последние сбережения, а из своих текущих доходов.

Это называется "достаток", "обеспеченность".
Материальное богатство — оно про то, что написал я.

babaykin
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 202 раза

№ 141 Сообщение babaykin » 06 апр 2017 18:49

138: BadBlock пишет:
>> Ну вот по разным поводам приходится говорить одно и то же - прогресс вещь нормальная и мононаправленная. При советской власти народ жил лучше, чем при царе, сейчас живет лучше, чем при советской власти.
> Так-то да. Сотни предыдущих лет в нищете и босоте, и тут за каких-то 30 лет — хоп, ну так это просто такой прогресс.
> Осталось разве что добавить, что "оно само", ничьей заслуги тут нет.

Какие выводы меняются от того, что частью прогресса всегда являются действия, имеющие авторство?

>> И богатство другое будет.
> Определение материального богатства ровно одно на все времена: человек богат, когда на него работают и ему прислуживают
> другие.

Сказано действительно хорошо. Записал.

BadBlock
Аватара пользователя
Благодарил (а): 1586 раз
Поблагодарили: 8129 раз

№ 142 Сообщение BadBlock » 07 апр 2017 04:46

141: babaykin:
>> Так-то да. Сотни предыдущих лет в нищете и босоте, и тут за каких-то 30 лет — хоп, ну так это просто такой прогресс.
>> Осталось разве что добавить, что "оно само", ничьей заслуги тут нет.
> Какие выводы меняются от того, что частью прогресса всегда являются действия, имеющие авторство?

Если всё случилось при одном строе, то никакие.
А вот если при разных, то, очевидно, с учётом анализа могут и поменяться, становясь одной из определяющих характеристик.
В данном случае речь, очевидно, о разных строях.

BadBlock
Аватара пользователя
Благодарил (а): 1586 раз
Поблагодарили: 8129 раз

№ 143 Сообщение BadBlock » 07 апр 2017 04:54

139: bebe:
> Угу, под это определение попадают брошенные одинокие старики, помещенные в государственные дома престарелых.

Прямо вот всё уточнять надо, что ли, чтобы кто-то случайно не довёл до абсурда?
Разумеется, речь о том, что гражданин богат, когда он — по сравнению с просто обеспеченным человеком — материально обеспечен разнообразными активами настолько высоко, что может жить ещё обеспеченнее и при этом не работать — работать вместо него будут другие.
Таким образом, богатство всегда относительно (относительно небогатых), поэтому несмотря на то, что в количественном смысле богатство в разные времена и в разных странах означает разное, определение подходит к любой стране и к любому периоду истории.

Богатых всегда и во все времена единицы, большинство богатыми быть не может.
Если ты миллиардер и все в городе миллиардеры, то кто тебе почистит ботинки?
Богатство это яд, оно разъединяет людей.

tehnolog
Аватара пользователя
Благодарил (а): 469 раз
Поблагодарили: 192 раза

№ 144 Сообщение tehnolog » 08 апр 2017 21:41

Кажется, что когда-то это уже писал. То ли Дюпон, то ли Мелон, не помню, сказал: "Если тебя интересует сколько стоит яхта, значит, что ты недостаточно богат, чтобы её купить."
Протестируйте себя с этой точки зрения. У меня получается обед в столовке, да и то не всегда.

BadBlock
Аватара пользователя
Благодарил (а): 1586 раз
Поблагодарили: 8129 раз

№ 145 Сообщение BadBlock » 20 апр 2017 17:57

Сегодняшний ролик: историк Борис Юлин про суть богатства.
Собственно, получилось практически слово-в-слово с тем, что я написал выше, только более точно и развёрнуто.

https://www.youtube.com/watch?v=6bnKzPz3Rv4 

Стрелок
Аватара пользователя
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 73 раза

№ 146 Сообщение Стрелок » 15 авг 2017 11:53

Любителям хруста французской булки или Россия, которую мы потеряли:

Каноническая версия гласит, что осень - это время после уборки урожая, а потому появлется свободное время для свадеб. Было не совсем так: работы для крестьян было полно до самой зимы, т.к. убранный хлеб был еще не обмолочен и хранился в овине, где его обмолочивали еще некоторое время. Кроме этого были другие работы типа обработки льна и пр. Но реальная причина была более суровая. Для понимания читаем.

У меня есть работница Хима из соседней деревни. У нее во дворе – а двор-то бедный-пребедный, с покрова уже хлеба не было – осталась за хозяйку дочка, молоденькая, красивая девушка Аксюта, муж-хозяин и трое детей, которые всю нынешнюю зиму ходили в кусочки. Осенью, на одной свадьбе, Аксюта сильно простудилась. Сделался кашель, Аксюта стала харкать кровью и слегла. За попом посылали. Аксюте все хуже, да хуже. Ездили к какому-то бывшему дворовому человеку, который, говорят, помогает. Тот дал питье, – кислое-прекислое, говорила мне Хима, – помогло. Аксюта стала поправляться и, может, выздоровела бы, если бы ей дать питательную пищу, удобное помещение и поберечь от простуды, а то приходит раз ко мне Хима.

– Что тебе, Хима?
– Да, насчет дочки пришла.
– Что же дочка?
– Поправляться стала. Ходит. Только пушного хлеба есть не может. Пожует, пожует, да и выплюнет – проглотить не может. Прислала мальчишку, пусть, говорит, матка барина попросит, не даст ли картошки.

Пушной хлеб приготовляется из неотвеянной ржи, то есть смесь ржи с мякиной мелется прямо в муку, из которой обыкновенным образом приготовляется хлеб. Хлеб этот представляет тестяную массу, пронизанную тонкими иголками мякины; вкусом он ничего, – как обыкновенный хлеб, питательность его, конечно, меньше, но самое важное неудобство – это, что его трудно глотать, а непривычный человек и вовсе не проглотит, если же и проглотит, то потом все будет перхать и чувствовать какое-то неудобное ощущение во рту. И таким-то хлебом, или еще хуже, сухими, собранными месяц тому назад, пушными кусочками должен питаться выздоравливающий больной. Как же тут поправиться?

Вскоре Аксюте, которая стало было поправляться, опять стало хуже. Не оправившись от болезни, она стала носить воду, мять пеньку, убирать скот. Простудилась и опять слегла. В деревне все решили, что Аксюта умрет. Мать, которая очень любила и баловала Аксюту, относилась к этому совершенно хладнокровно, то есть с тем, если можно так выразиться, бесчувствием, с которым один голодный относится к другому. «А и умрет, так что ж – все равно, по осени замуж нужно выдавать, из дому вон, умрет, так расходу будет меньше» (похоронить стоит дешевле, чем выдать замуж).

Аксюта пролежала всю зиму и умерла в марте. Бедному во всем несчастье: уж умерла бы осенью, а то целую зиму расход, а к весне, когда девка могла бы работать, умерла. Крестьяне и замуж-то девок отдают по осени, главным образом потому, что какой же расчет, прокормив девку зиму, отдать ее весной, перед началом работ, замуж, – это все равно, что продать дойную корову весной.

А. Н. Энгельгард "Письма из деревни".

bebe
Аватара пользователя
Благодарил (а): 805 раз
Поблагодарили: 940 раз

№ 147 Сообщение bebe » 17 авг 2017 16:21

Изображение

olk

№ 148 Сообщение olk » 19 авг 2017 15:59

{здесь о дореволюционной России}

Splinter
Аватара пользователя
Не грузин
Благодарил (а): 91 раз
Поблагодарили: 487 раз

№ 149 Сообщение Splinter » 19 авг 2017 17:20

146: Стрелок:
> Аксюта пролежала всю зиму и умерла в марте.

Два месяца назад был во Владимире, там ходил на экскурсии.
В одном из залов прочитал сводку царских времен: документ уездного врача с отчетом.
Мол, средний возраст граждан померших - 34 года что ли, дети каждый третий умирают при рождении.

Вспомнил про любителей французских булок и "россия-которую-мы-потеряли", утер слезы батистовым платочком.

Вернуться в «Общий форум»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 6 гостей